Обзор Toyota RAV4 (CA30W) Идеальный кросовер или миф о надежности?
RAV4 третьего поколения стал мужественнее внешне, удобнее и оригинальнее внутри, а в движении – приятнее и безопаснее. Как же обстоят дела с его надежностью?
Большая часть эксплуатируемых в Украине RAV4 – официально проданные европейские версии со стандартной длиной колесной базы. Заметно реже (около 20%) встречаются авто с удлиненной колесной базой, предназначенные для американского рынка (официально их стали завозить только в конце 2007 года). Они отличаются заметно большим багажным отделением, чем и привлекают покупателей.
Оригинально и удобно
Претензий к коррозионной стойкости RAV4 нет, а вот состояние некоторых кузовных деталей с возрастом вызывает нарекания.
Слабые места автомобиля
В среднем через 4 года изнашивается поводок заднего дворника, из-за чего даже новая щетка плохо очищает стекло. Требуется замена поводка.
Запаска висит на задней распашной двери. Со временем из-за большого веса (вместе с запаской) петли двери проседают и она плохо закрывается. «Лечение» – замена петель.
Как показала практика, АКП нуждается в регулярной (каждые 40 тыс. км) замене масла вместе с фильтром. Если менять его реже, агрегат может выйти из строя.
В 2008 году провели рестайлинг модели: переделали переднюю и заднюю оптику, радиаторную решетку, бамперы, наружные зеркала обзавелись повторителями «поворотников», а крышка багажника – спойлером. Салон украсили новые рулевое колесо, аудиосистема и селектор АКП.
В целом интерьер всех версий выглядит очень оригинально. Ключевым элементом оформления является двухъярусная компоновка торпедо и центральной консоли. Это улучшает эргономику, так как на каждом ярусе скомпонована группа органов управления теми или иными системами. Покритиковать удобство управления во всех версиях можно за отсутствие информации на щитке приборов о режимах автоматической КП, а в американских – за отсутствие электрокорректора фар и нескладывающуюся конструкцию боковых зеркал.
Внутри смогут расположиться пять человек, но троим крупным пассажирам на галерке тесновато. При этом комфорт посадки даже высоких людей повышают широкодиапазонная регулировка угла наклона спинок, низкий центральный тоннель пола, а также сдвижная конструкция подушек задних кресел, разделенных в пропорции 60:40 (см. фото).
Оснащение даже базовых вариантов вполне хорошее, а в дорогих имеются системы бесключевого доступа в салон и пуска двигателя, подогрев лобового стекла в районе щеток дворников, электропривод регулировок передних кресел, не говоря уже о кожаной отделке салона. Пластик отделки жестковат и со временем может поскрипывать (как правило, торпедо).
Объем багажного отделения средний по сравнению с конкурентами. И если вам часто приходится перевозить грузы, советуем обратить внимание на удлиненные версии (см. фото).
Самый массовый – лучший!
К нам в основном поставлялись только бензиновые модификации RAV4 – чаще всего 2,0-литровый агрегат, реже – 2,4 л, а наименее массовый мотор – флагманский 3,5 л американских версий. К разряду экзотики относятся и турбодизельные модификации «паркетника».
Все бензиновые двигатели оснащены системами изменения фаз газораспределения VVT-i и зажигания с индивидуальными катушками на каждую из свечей (с иридиевыми наконечниками электродов), а в ГРМ применяется долговечная металлическая цепь. На большинстве моторов данные системы и детали работают без замечаний. Приводной ремень навесного оборудования выхаживает около 100 тыс. км.
Самый распространенный агрегат 2,0 л наиболее надежный. Особенность эксплуатации всех двигателей – необходимость регулярной очистки радиаторов охлаждения: раз в 1-2 года (возрастает нагрузка на компрессор кондиционера) и топливных форсунок: каждые 50–60 тыс. км (неустойчивая работа на холостом ходу). Кстати, 2,4-литровый агрегат больше остальных боится перегревов. При этом важно знать, что капремонту агрегаты RAV4 не подлежат – их блоки цилиндров выполнены из алюминиевого сплава и нет даже ремонтных размеров цилиндро-поршневой группы.
Больше всего претензий имеется к флагманскому мотору 3,5 л. При замене смазки с интервалом более 10 тыс. км к пробегу в 100 тыс. км засоряются каналы, что приводит к масляному голоданию механизмов в головке блока цилиндров. В данном агрегате также отмечен выход из строя компрессоров кондиционера, генераторов, а после 100 тыс. км – индивидуальных катушек зажигания.
Все RAV4 оснащены щитком приборов Optitron, «оживающим» подсветкой только при включении зажигания. Обзорность с места водителя отличная. Дизайн двухъярусного торпедо оригинален.
При необходимости муфту межосевого «диффа» можно заблокировать с помощью кнопки на центральной консоли (момент перед-зад перераспределяется в соотношении 55:45).
Как и в предшественнике, задние сиденья имеют сдвижную конструкцию – они двигаются на салазках назад/вперед на 165 мм, позволяя в зависимости от ситуации изменять объем багажника или запас места до передних кресел.
Американские версии с удлиненной колесной базой легко отличить по заметно большему треугольнику заднего бокового стекла, отсутствию повторителей «поворотников» на передних крыльях и пластиковой антенне на переднем правом крыле.
Меняйте масло вовремя
Львиная доля всех RAV4 оснащена автоматическими КП, версии с «механикой» – редкость. В 2010 году на смену традиционному «автомату» пришел бесступенчатый вариатор.
Как показал опыт эксплуатации, с классической АКП могут возникнуть серьезные проблемы при удлиненных сроках замены масла. Механики утверждают, что для бесперебойной работы «автомата» смазку в нем нужно менять не реже, чем через 40 тыс. км, причем вместе с фильтром.
К общим «болезням» МКП и АКП следует отнести течь сальников полуосей коробок передач (чаще левого), а к пробегу в 80 тыс. км может потерять герметичность сальник хвостовика «раздатки».
Полный привод во всех RAV4 – подключаемый. Задний мост задействуется с помощью электромагнитной муфты. На твердом покрытии автомобиль переднеприводный, но как только любое из колес передней оси начинает пробуксовывать – момент тут же перераспределяется на задок. Функции межколесных «диффов» имитирует электроника, подтормаживая буксующее колесо. В этом поколении RAV4 конструкторы объединили работу систем полного привода, противобуксовочной системы и рулевого управления управляющей системой IADS (Integrated Active Drive System). На скользком покрытии или при активном прохождении виражей она четко активирует перечисленные системы, помогая авто сохранять курсовую устойчивость. Версии с АКП оснащались системой помощи на спусках Down-hill Assist Control (DAC). В целом все системы активной безопасности работают хорошо, а проблемы возникают только на самых старых экземплярах – корозия может «съесть» контакты разъема электромуфты подключения заднего моста, и тогда авто становится только переднеприводным.
Еще безопаснее
Ходовая RAV4 в меру сбитая, что вместе с системой IADS позволяет ездить активно. И впереди, и сзади – независимые подвески со стабилизаторами поперечной устойчивости. Впереди – McPherson, сзади – многорычажка (по 4 рычага).
По сравнению с предшественником подвеска долговечнее. Чаще всего придется менять «расходники» стабилизаторов (втулки – через 50–60 тыс. км, стойки через – 100 тыс. км). При неаккуратном преодолении препятствий к 60–80 тыс. км могут выйти из строя передние ступичные подшипники. К 100 тыс. км изнашиваются передние амортизаторы (задние ходят около 150 тыс. км), сайлент-блоки передних рычагов служат 100–150 тыс. км, а шаровые – еще дольше. В задней подвеске к 150 тыс. км изнашивается верхний поперечный рычаг, остальные механики еще не меняли. Фирменные «расходники» подвесок меняются в сборе с рычагами, а в «неоригинале» их можно найти отдельно.
В реечном рулевом с электроусилителем к 50–60 тыс. км на наших дорогах разбивается втулка рейки. Тяги ходят около 100 тыс. км, а наконечники еще дольше.
В тормозной системе с дисковыми механизмами задние суппорты каждые 20–40 тыс. км нуждаются в смазке направляющих. В противном случае они начинают подклинивать.
Наиболее распространены в Украине 2,0-литровые версии RAV4, оснащенные автоматической КП.
Тем, кому часто приходится пользоваться багажным отделением, советуем присмотреться к удлиненным версиям – их грузовой отсек заметно больше, особенно со сложенным задним рядом сидений: 540/1750 л против 500/1469 л у «европейцев».
Залог долговечности
Как показал опыт эксплуатации Тoyota RAV4 третьего поколения, эта модель более надежна, чем предшественница. Подержанные экземпляры можно рекомендовать для покупки и мужчинам, и женщинам. Но при этом с особой тщательностью следует проверить исправность автоматической коробки передач – залог ее долговечности, как, впрочем, и остальных узлов и агрегатов, кроется в своевременном обслуживании. И тогда подержанный RAV4 порадует не одной тысячей километров беспроблемной езды. Хотя стоит учесть, что сам автомобиль, а также запчасти к нему и обслуживание стоят недешево.
История
2000–2006 Выпускалось второе поколение Toyota RAV4.
2006 Дебютирует очередная генерация Toyota RAV4.
2006 Запущена в производство версия с удлиненной колесной базой, предназначенная для американского рынка.
2007 В Украине начаты официальные продажи модификаций с бензиновым мотором 2,4 л.
2008 Рестайлинг модели.
2011 Очередная, более существенная модернизация Toyota RAV4.
Резюме
Кузов и салон | |
Коррозионная стойкость. Оригинальное оформление салона. Хорошее оснащение даже базовых версий. Сдвижная конструкция задних сидений позволяет увеличить объем багажника или запас места для пассажиров (его хватает даже высоким людям). Широкий диапазон регулировки спинок задних кресел. | Высокая стоимость запчастей и обслуживания. На старых авто может скрипеть торпедо, оказываются изношенными петли распашной двери багажника, поводок заднего дворника. Претензии к эргономике американских версий. |
Силовой агрегат и трансмиссия | |
Наиболее распространенный мотор 2,0 л – самый беспроблемный. Надежные «механика» и вариатор CVT. | Необходимость в регулярной очистке радиаторов охлаждения. 2,4-литровый двигатель боится перегрева. При больших интервалах замены масла отмечены проблемы с системой VVT-i, течь масляных трубок высокого давления (до 2009 г.), выход из строя компрессоров кондиционера, генераторов, индивидуальных катушек зажигания (мотор 3,5 л). Удлиненный интервал замены смазки в АКП со временем грозит выходом ее из строя. Течь сальников полуосей КП, хвостовика «раздатки». На старых авто «отгнивают» контакты разъема электромуфты подключения заднего моста. |
Подвеска, рулевое, тормоза | |
Отличные устойчивость и управляемость благодаря применению фирменной системы IADS. Долговечная подвеска. | На наших дорогах быстро разбиваются втулки рулевой рейки. При неграмотном облуживании подклинивают направляющие задних суппортов. |
Toyota RAV4 | |
От $7 500 до $13 000 | |
Общие данные | |
Тип кузова | универсал |
Дверей/мест | 5/5 |
Габариты, Д/Ш/В, мм | 4395/1815/1720 и 4600/1815/1745 |
База, мм | 2560 и 2660 |
Дорожный просвет, мм | 195 |
Масса снаряж./полн., кг | 1505/2070 и 1530/2110 |
Объем багажника, л | 500/1469 и 540/1750 |
Объем бака, л | 60 |
Двигатели | |
Бензиновые 4-цилиндр.: | 2,0 л 16V (152 л. с.), 2,4 л 16V (167 л. с.) |
6-цилиндр.: | 3,5 л 24V (269 л. с.) |
Дизельный 4-цилиндр.: | 2,2 л 16V (136/177 л. с.) |
Трансмиссия | |
Тип привода | подкл. полн. |
КП | 5-ст. мех. и 4- или 5-ст. авт., авт. (вариатор) |
Ходовая часть | |
Тормоза передн./задн. | диск. вент./диск. |
Подвеска передн./задн. | независ./независ. |
Шины | 215/70 R16, 225/65 R17 |