X

«Атлант-М» проанализировал экономическую ситуацию на авторынке

Экономическая ситуация в странах присутствия холдинга «Атлант-М» в январе-феврале 2010 г. оставалась в целом неблагоприятной.

Медленная тенденция восстановления объемов производства и внутреннего спроса в феврале в России и Украине приостановилась. В Беларуси в целом показатели более позитивные.

Автомобильные рынки России и Украины в январе 2010 г., по всей вероятности, прошли нижнюю точку своего падения, и с февраля объемы продаж начали понемногу расти. На протяжении текущего года мы будем наблюдать медленную, неустойчивую, но позитивную динамику восстановления экономической активности, потребительских расходов и продаж автомобилей.

Автомобильный рынок Беларуси находится на этапе сильнейшего сжатия в связи с повышением импортных пошлин и общей неопределенностью. Новой тенденцией рынка новых иномарок стало преобладание самостоятельного ввоза машин физлицами над продажами официальных дилеров. В ближайшие месяцы объемы продаж будут находиться на очень низком уровне.

В России и Украине в январе-феврале уменьшались относительные темпы падения продаж по сравнению с показателями годичной давности – сказывается, что продажи января-февраля 2009 г. уже находились под ударом кризиса. В Украине продажи в феврале вообще почти сравнялись с февралем 2009 г. В Беларуси темпы падения, напротив, нарастают по вполне понятным причинам. 

Среднемесячные продажи января-февраля 2010 по отношению к среднему уровню IV квартала 2009 года снизились в России на 27%, в Украине – на 28%. Данный результат говорит скорее не о дальнейшем падении рынка, а о его наметившейся стабилизации. Как показывает анализ докризисных 2005-2008 годов, в январе-феврале также имело место сезонное проседание рынка относительно среднемесячного уровня IV квартала. В разные годы оно составляло в России 18-25%, на Украине – 11-24%. В 2010 году кроме прочих факторов на результат в некоторой степени негативно повлияли в России ожидание программы утилизации, в Украине – политические события, и в обеих странах – очень снежная и холодная зима, что заставило часть клиентов отложить покупку.

Лидеры украинского авторынка – корейский тандем Hyundai и Kia.

Все марки, за исключением Kia, Opel и SsangYong, показали в январе-феврале 2010 года существенную отрицательную динамику относительно аналогичного периода 2009 года. При этом Kia взлетела с 13 места сразу на второе. Улучшили свои позиции Chevrolet и Mitsubishi, несмотря на снижение объемов продаж. При этом стоит отметить, что Mitsubishi на рынке Украины продолжает удерживаться в группе лидеров, в отличие от России (17 место). Марка Opel поднялась с 15 места на пятое, но такой результат стал возможным лишь благодаря государственным закупкам модели Combo (для нужд медицины), в то время как среднемесячные продажи моделей легковой группы в январе-феврале не превышали 30 штук. Из первой пятерки рейтинга выбыли Chery и Toyota, в то время как Renault (с учетом Logan) удержала за собой восьмую строку. Марки холдинга Атлант-М – Volkswagen, Skoda и Nissan – достигли практически одинаковых объемов продаж за январь-февраль и занимают места с 9-го по 11-е.

Почти все марки второй десятки по итогам января-февраля показали более чем двукратное падение продаж. Лучше других выглядели Suzuki и Fiat, а SsangYong благодаря эффекту низкой базы добился прироста продаж на 38%. Объем продаж в премиум-сегменте снизился в меньшей степени, чем рынок в целом – на 38%. По итогам января-февраля 2010 г. он составил 784 машины против 1260 авто годом ранее.