X

AutoPROm-2013: Производственные думы

В преддверии подписания Украиной ассоциации с ЕС на конференции AutoPROm-2013 обсуждали риски и преимущества этого шага для автопроизводителей.

Но оказалось, что такими возможностями легче воспользоваться производителям автокомпонентов.

На Международной конференции AutoPROm-2013, кроме народных депутатов, чиновников высшего и среднего рангов, руководителей предприятий, присутствовали 15 послов различных стран, в частности, Германии, Японии, Китая, Кореи и даже ЮАР.

У отечественных автопроизводителей сегодня куда больше оптимизма, чем год назад, – на их защиту работают спецпошлины, а также утилизационный сбор, который платят только импортеры. Уже есть первые результаты – привлечение новых партнеров для выпуска автомобилей на пустующих мощностях украинских заводов. Но есть угроза, что протекционистские меры отменят или сократят – международные организации ставят под вопрос их легитимность.

Больше оптимизма
Сегодня существует непонимание, что произойдет после того, как Украина подпишет с ЕС Соглашение об ассоциации и зоне свободной торговли. С одной стороны, открывается самый большой в мире рынок, с другой – открытым будет и рынок нашей страны. Правительственный уполномоченный по вопросам евроинтеграции Валерий Пятницкий объяснил, что в Соглашении есть специальные условия для автомобильных товаров. Со стороны ЕС нулевая пош­лина будет сразу же, а со стороны Украины есть переходный период. Он призван в первые годы работы Зоны свободной торговли защитить украинский автопром от наплыва дешевых машин. Народный депутат Тариэл Васадзе привел в пример опыт двух стран, которые планомерно развивали собственное автопроизводство – Турцию и Россию. Сначала они оградили свой рынок пошлинами, потом дали четкие критерии работы, льготы и требования к автопроизводителям. Результат не заставил себя ждать – сегодня в этих странах активно развивается автопромышленность.

Народный депутат Виталий Немилостивый считает, что те меры, которые в свое время проводили Турция и Россия, для Украины уже неактуальны. Единственный путь защиты авторынка – система технического регулирования. Но четкой стратегии ее развития у нас нет. Хотя в Украине разрабатываются законопроекты по сертификации и стандартизации, которые адаптируют наши стандарты к европейским, в них можно предус­мотреть технические барьеры для низкокачест­венной продукции. Создать Гос­программу развития украинского автопрома пообещал замминистра промышленной политики Николай Евдокименко: «К концу года мы разработаем, а весной следующего года примем комплексную Программу развития автопромышленности до 2020 года. В ней есть и потребительское кредитование на приемлемых условиях». Впрочем, мощнос­тей по производству автомобилей в Украине сейчас намного больше, чем спрос на них, поэтому никто из мировых автоконцернов пока не изъявил желания построить новый автозавод в нашей стране.

Интерес есть
Зато заводов по выпуску различных комплектующих у нас немало. Работают они в основном на экспорт (своих потребителей пока недостаточно) и не требуют никаких льгот, разве что выполнения государством ранее взятых на себя обязательств – например, обязательного и своевременного возврата НДС при экспорте продукции. Именно такие предприятия могут вы­играть при создании Зоны свободной торговли с ЕС.

Для локализации производства автомобильных комплектующих на территории Украины Государственное агентство по инвестициям и управлению Национальными проектами Украины (Госинвестпроект) реализует Национальный проект «Индустриальные парки», в рамках которого предусмотрено создание производственных площадок для развития автомобильной отрасли Украины, заявил глава Госинвестпроекта Владислав Каськив. «Наша страна имеет ряд конкурентных преимуществ, вызывающих интерес у инвесторов в автомобильной индустрии. Среди них – местонахождение страны на пересечении рынков ЕС и Таможенного союза, наличие большого внутреннего рынка и высококвалифицированных работников. К концу года станут известны 10 территорий, на которых планируется создание технопарков – ряда предприятий одной отрасли, у которых будут льготы по налого­обложению. Хотя бы один из них будет автомобильным, – уверен Каськив. – Сегодня с Украиной ведут переговоры 7–8 компаний из Японии, Германии и Польши, а также ряд компаний, которые уже присутствуют в Украине и планируют расширять свое производство за счет введения новых мощностей». Президент ассоциации «Укравтопром» Михаил Резник считает, что в плане создания автомобильных кластеров Украина должна перенимать опыт Словении. По ее примеру ассоциация разрабатывает автомобильный кластер на базе Днепропетровского, Запорожского и Полтавского регионов. В течение 18–24 месяцев ассоциация разработает рабочий проект кластера с учетом предприятий, которые будут в нем работать», – подчеркнул он. Еще один регион потенциального развития предприятий по производству комплектующих – приграничная с ЕС территория возле села Соломоново Закарпатской области, где сейчас работает автозавод «Еврокар». «Параллельно с автозаводом мы начали строить индустриальный парк на 50 га земли, есть генеральный план – будем делать площадки и привлекать иностранных инвесторов для производства комплектующих, – сообщил член наблюдательного совета «Еврокара» Владимир Панов. – Мы намерены создавать совместные предприятия с целью разработки украинских технологий. Интерес к этому проекту уже проявили 65 компаний. На его реализацию можно привлечь до $700 млн. прямых иностранных инвестиций, а также создать 6 тыс. рабочих мест».

Таким образом, перспективы увеличения производства в Украине пос­ле подписания Ассоциации с ЕС есть, и не только для автозаводов. Если будут работать автопредприятия, рядом с ними появятся и производители комплектующих и запчастей, а это – создание тысяч рабочих мест, которые так нужны нашей стране.

Владислав Каськив. Глава Государственного агентства по инвестициям и управлению национальными проектами Украины:
«В 2013-м в автомобильную промышленность Украины было инвестировано 50 млн. долларов, а уже в следующем году инвестиции вырастут в 3 раза – согласно подписанным договорам».
Михаил Резник. Президент ассоциации «Укравтопром»:
«Отменить спецпошлину нельзя, ее можно только либерализировать. Но сегодня об этом говорить рано, поскольку падение производства автомобилей в нашей стране продолжается и эффект от ее действия пока минимален».

Тариэл Васадзе. Народный депутат Украины, почетный президент корпорации «УкрАвто»:
«Я не думаю, что ставки утилизационного сбора будут повышены. Однако рано или поздно внутренние производители также будут его платить – так происходит во всем мире. На принятие данного решения понадобится от шести месяцев до года».

Виталий Немилостивый. Народный депутат Украины:
«Украинскому автопрому следует искать свою нишу в европейском автопроме – по выпуску спецтехники, летающих автомобилей, электромобилей и т. д.».

Николай Евдокименко. Заместитель министра промышленной политики:
«Согласно программе развития автопрома до 2020 года уже к 2014-му в нашей стране будут производить 120 тыс. автомобилей. В течение нескольких месяцев будет решаться вопрос о выдаче сертификата на покупку нового авто вместо сданного на утилизацию».

Фото Виталия Чухлиба