X

Авто под настроение

Исследования показывают, что украинский авторынок сильно подвержен влиянию общих настроений населения. Когда рынок на подъеме, украинцы «не замечают» роста цен и кредитных ставок. Зато если продажи замерли, людей не заманишь в автосалоны даже бесплатными ссудами.

Исследования показывают, что украинский авторынок сильно подвержен влиянию общих настроений населения. Когда рынок на подъеме, украинцы «не замечают» роста цен и кредитных ставок. Зато если продажи замерли, людей не заманишь в автосалоны даже бесплатными ссудами.

Исследования показывают, что украинский авторынок сильно подвержен влиянию общих настроений населения. Когда рынок на подъеме, украинцы «не замечают» роста цен и кредитных ставок. Зато если продажи замерли, людей не заманишь в автосалоны даже бесплатными ссудами.

Общеизвестно, что славяне, покупая товары, чаще руководствуются не трезвым расчетом, а эмоциями. Даже если речь идет о такой «стратегической покупке», как автомобиль, они играют не последнюю роль. Это еще раз подтвердили исследования компании GfK Ukraine: во время кризиса субъективные факторы принятия решения, то есть настроение и ожидание будущего, значительно превалируют над объективными – потребностями в транспорте и наличием денег на него.

Оптимизм – двигатель продаж

Чтобы увидеть данную зависимость, следует проанализировать связь динамики авторынка с объективными показателями экономики (см. график). Так, на протяжении шес­ти лет кривая увеличения доходов населения шла почти параллельно росту продаж новых автомобилей. И постоянное повышение цен на машины практически не влияло на увеличение продаж. В то же время во второй половине 2008 года, с началом экономического кризиса, номинальные доходы украинцев не сократились. Но продажи автомобилей резко пошли вниз. Таким образом, объективных причин падения авторынка до конца 2008 года, на первый взгляд, не было. Уже тогда объемы продаж снижались и поддерживались автодилерами только за счет уменьшения цен и выгодных акций. Модель прогноза развития автомобильного рынка Украины с учетом объективных и субъективных факторов, которую создали в GfK Ukraine, показала, что изменение объективных показателей в начале 2009 года определило падение автомобильного рынка только на 30%, тогда как остальные 40% вызваны действием субъективных факторов.

В начале 2009 года потребительские настроения украинцев и их оценки будущей экономической ситуации в стране упали на самый низкий уровень за последние 10 лет.

Ставки – еще не все

В 2008 г. ставки по кредитам не оказывали решающего влияния на динамику рынка. Так, уже во II квартале 2008 года средневзвешенная ставка по кредитам выросла с 15,5% до 20%, а условия получения ссуд стали сложнее. Но количество продаж автомобилей в кредит практически не изменилось по сравнению с началом года – люди покупали машины в долг, даже не задумываясь о том, из каких средств они будут от давать потом деньги банкам. Таким образом, налицо переоценка своих возможностей за счет общего оптимистичного настроения в стране, вызванного ростом доходов и волной покупок автомобилей. Но когда украинским обществом овладел пессимизм (IV квартал 2008 г.), продажи в кредит остановились, хотя условия выдачи денег на приобретение машины в то время практически не отличались от начала прошлого года.

Еще не время?

Сегодня основные макроэкономические показатели стабилизировались. По данным Госкомстата, номинальные гривневые доходы украинцев в начале 2009-го стали на 4,8% больше, чем год назад. Более того, уже несколько месяцев работают привлекательные кредитные программы на покупку новых авто – порой даже более выгодные, чем год-полтора назад. Но настроение потребителей пока еще не улучшилось, поэтому и продажи «стоят». На фоне неустойчивого курса гривни, разговоров о «второй волне» кризиса и грядущих президентских выборах потенциальный покупатель предпочитает переждать «смутные времена» с деньгами под матрацом, а не бежать в автосалон. Сейчас продажи автомобилей в кредит единичны – до 5% от общей реализации, а рост рынка в июле–сентябре составляет не более 8-9% по сравне­нию с предыдущими месяцами. Между тем, новые цены на машины, ввезенные в 2009 году по текущему курсу гривни, уже значительно превышают прайсы дилеров, распродающих свои складские запасы еще с прошлого года. После распродажи складов может возникнуть ситуация, когда спрос на автомобили появится и люди даже будут готовы брать кредиты на небольшие сроки, но огромные цены в гривнях заставят либо снова отложить покупку, либо, вероятно, обратить свой взор в сторону вторичного рынка – на автобазары. И тогда только от маркетинговой политики дистрибьюторов новых машин будет зависеть, придут ли к ним покупатели.

Сергей Петров
Иллюстрации Gfk

5