Автобусы под током
В жизни большого города электротранспорт играет важную роль. Одно из основных его преимуществ – экологическая чистота. Недавно Львовский автозавод и ПО «Южмаш» показали новые модели своих троллейбусов. |
Презентация новых троллейбусов
прошла 23 августа в рамках торжественного открытия станции «Бориспольская»
Сырецко-Печерской линии столичного метрополитена, где присутствовали Президент
Украины Виктор Ющенко, мэр Киева Александр Омельченко, а также много других
почетных гостей.
ЛАЗ по проводам
Львовский автозавод возобновил производство троллейбусов около года назад.
Появились заказы, и на предприятии решили реанимировать модель ЛАЗ-52522.
Однако данная машина, разработанная на базе автобуса ЛАЗ-5252 еще в середине
90-х, уже морально и технически устарела. Поэтому параллельно на заводе
шла работа по подготовке к производству принципиально нового, низкопольного
троллейбуса.
И вот он появился. ЛАЗ-Т183 разработан на базе низкопольного автобуса
А183 «Сити», серийный выпуск которого начался в этом году. У последнего
позаимствованы силовой каркас кузова, наружные и внутренние панели, элементы
интерьера, пневмоподвеска колес и многое другое. Это должно значительно
сократить время и затраты на подготовку к производству новой машины и
облегчить ее сервисное обслуживание.
Принципиальное отличие низкопольного троллейбуса – применение транзисторной
системы управления от чешско-французского производителя Cegelec. Она потребляет
на 25% меньше электроэнергии по сравнению с устаревшей реостатно-контактной.
Кроме того, здесь используется так называемая следящая рекуперация, когда
тяговый двигатель троллейбуса работает как генератор (например, при торможении
или движении накатом), и избыток полученной электроэнергии может поступать
обратно в сеть.
На новинке установлен 135-киловаттный тяговый электродвигатель постоянного
тока харьковского завода «Электротяжмаш». А вспомогательные электромоторы
– переменного тока, 3-фазные, чешского производства.
Наверное, излишне говорить, что троллейбус, прежде всего, должен быть
безопасным. Поэтому львовская новинка оснащена передовой системой измерения
токов утечки и контроля сопротивления изоляции. Она контролирует все агрегаты
с высоким напряжением, в том числе токоприемники, корпуса тягового и вспомогательных
электродвигателей. В случае схода штанги с проводов все системы троллейбуса,
в том числе и гидроусилитель руля, антипробуксовочная система в приводе
тормозов и др., продолжают работать еще в течение 15 секунд. Таким образом,
у водителя есть время для быстрой и безопасной остановки.
Троллейбусы ракетчиков
Днепропетровское производственное объединение «Южный машиностроительный
завод» хорошо известно своими ракетами. В начале 90-х на предприятии освоили
и выпуск троллейбусов T1, а позже – Т2. В былые времена завод производил
по 120 – 140 машин ежегодно, однако к 1999-му выпуск упал до 20 единиц.
Сегодня положение несколько улучшилось – в год изготавливается до полусотни
троллейбусов.
Повысить популярность устаревшей модели – дело довольно сложное, а потому
на «Южмаше» разработали принципиально новую машину, благо технического
потенциала и опытных кадров ракетостроителям не занимать. Троллейбус Е-186,
в отличие от предшественников, оснащен тиристорно-импульсной системой
управления, производства белорусской фирмы «Этон» (г. Смолевичи). Она
почти на треть экономичнее реостатно-контактой, применяемой сегодня на
днепропетровских троллейбусах.
Как и у львовской новинки, кузов Е-186 – с низким уровнем пола (360
мм от уровня дороги). Клиренс в 260 мм позволяет смело эксплуатировать
машину на отечественных улицах. Для преодоления небольших препятствий
на дороге пневмоподвеска может приподнимать кузов на 50 мм. А на остановках
– для облегчения посадки и высадки – его, наоборот, опускают на 60 мм.
На днепропетровской машине, как и на львовском троллейбусе, используются
харьковские тяговые электродвигатели. А вот мосты уже не немецкие ZF,
а венгерские Raba. Этот троллейбус только проходит сертификацию, поэтому
пока изготовлено лишь пять машин. До конца года намечено сделать еще столько
же. А там, если все пойдет по плану, на предприятии ежегодно смогут выпускать
до 500 электрических низкопольников.