X

Автокредитование: все уже не так плохо

В июле автокредитование уже достигло 11,8% - самый большой показатель со времени кризиса.

По информации AUTO-Consulting , если учесть, что в июле был зафиксирован рекордный показатель автопродаж, то именно на июль пришелся максимальный объем выданных автокредитов.

Банки решили сделать автокредиты – приоритетным направлением в своем новом кредитном портфеле: риски минимальны, нет угрозы обесценивания залогового имущества, как в случае с ипотекой. Как информирует «Деловая Столица», в первом полугодии 2010 года именно автокредиты составили до 70–75% всех новых займов. С мая по июль на рынок автокредитования вышли почти 30 финучреждений, так что заемщикам было из чего выбирать. Но уже осенью их число еще больше увеличится.

Первыми навстречу автолюбителям пошли небольшие банки, а за ними финучреждения с украинским и европейским капиталом («Астра-Банк», «Плюс Банк», «Кредобанк», «Эрсте Банк», «ОТП Банк» и др.). По мере обострения конкуренции финучреждения снизили средние расценки на гривневые займы (валютное кредитование физлиц до сих пор запрещено в Украине) – на 1–2% – до 23–25% годовых.

Но у потенциальных автовладельцев есть все основания дождаться еще более лояльных условий. Так, снижая ставки, банки также нарастили сроки кредитования: с двух-трех до трех-пяти, а некоторых случаях и до семи лет. Размер минимального первоначального взноса сократился с 40-50 до 25-30% стоимости авто.

Водители сразу же откликнулись на новые предложения финансистов. «Количество поступающих заявок и оформленных автокредитов с каждым месяцем увеличивается. Несмотря на кризис, стремление населения иметь собственный автомобиль по-прежнему актуально», – сказал «ДС» начальник управления ипотечного кредитования ВТБ Банка Александр Борщевич. Чаще всего в кредиты приобретали наиболее ходовые марки авто: Daewoo, Chevrolet, Nissan, Skoda.

Финансисты продолжат обхаживать автолюбителей и дальше: стоимость займов для них в третьем квартале опустится еще на 1,5-2,5% годовых. Правда, это снижение не коснется займов под 7–12% годовых, которые банки сегодня выдают в содружестве с автодилерами. На снижение размера минимального первоначального взноса украинцы могут рассчитывать не раньше октября – ноября, и будет оно крайне незначительным – с 25-30 до 20-25% стоимости авто.

Более существенное уменьшение цен на автокредиты и сокращение аванса до докризисных 5-10% стоимости финансисты в ближайшие год-полтора не обещают. «Предпосылок для смягчения условий автокредитования до уровня 2007–2008 годов с минимальными ставками и без первоначального взноса сегодня нет. Кризис показал, что такие займы несут в себе большие риски», – заявил «ДС» первый заместитель председателя АО «Сбербанк России» Александр Ведяхин.

Не готовы банкиры и пересматривать свое отношение к оценке финансового состояния водителей. «Чего точно не будет, так это либерализации требований к заемщикам. От них по-прежнему требуются наличие положительной кредитной истории, соответствующего уровня официальных доходов и т. д.», – заверил «ДС» директор департамента розничного кредитования банка «Финансы и Кредит» Сергей Шевченко. В то же время, снижению стоимости кредитов будет способствовать и политика НБУ. Так, буквально на днях НБУ понизил учетную ставку до 7,75%.

Уже сейчас очевидно, что именно автокредитная политика позволяет отдельным «игрокам» доминировать на рынке и наращивать продажи. По данным AUTO-Consulting, в июле лидером по объемам кредитных авто стала Renault, которая с помощью кредитных программ реализует более трети своих авто. Доминируют Chery, Toyota, Nissan, Geely, Citroen, которым кредит позволяет продавать свыше 15%. Но на рынке существуют брэнды, продажи которых держатся исключительно на привлекательных условиях автокредита, как например, китайские SMA Maple, Changhe, Hafei.

Уже осенью, на рынке автокредитования готовятся начать работать и крупные банки, которые еще более оживят рынок и усилят конкуренцию.