X

Авторынк. Итоги октября: Искусственное падение

В октябре 2004-го был поставлен годовой рекорд продаж. В текущем году новых легковушек зарегистрировали меньше не только по сравнению с прошлогодним октябрем, но и с предыдущим месяцем 2005 года.

В октябре 2004-го был поставлен годовой рекорд продаж. В текущем году новых легковушек зарегистрировали меньше не только по сравнению с прошлогодним октябрем, но и с предыдущим месяцем 2005 года.

В октябре 2004-го был поставлен годовой рекорд продаж. В текущем году новых легковушек зарегистрировали меньше не только по сравнению с прошлогодним октябрем, но и с предыдущим месяцем 2005 года.

За октябрь 2005 года госномера получили 22808 новых легковых автомобилей. Это на 11% меньше, чем месяц назад, и на 8% меньше, чем в октябре прошлого года. Но реальные продажи могли быть существенно больше. И дело тут вовсе не в падении спроса на автомобили либо снижении покупательской способности украинцев. Главным фактором, сдерживающим рост рынка, в который раз оказалась неспособность МРЭО зарегистрировать все проданные дилерами легковушки.

В этот раз причиной стало не отсутствие номерных знаков, как весной, а нехватка бланков постоянных регистрационных свидетельств (техпаспортов). В принципе, при первой регистрации в МРЭО могут выдавать и временные техпаспорта, которые надо поменять на постоянные в течение трех месяцев. Но без постоянного бланка купить машину в кредит невозможно, поэтому кредитные продажи массовых авто практически прекратились. А если учесть, что у некоторых дилеров кредитные схемы обеспечивали половину реализации, становится понятно, насколько существенно этот факт повлиял на украинский авторынок. Крупнейшие отечественные продавцы машин забили тревогу. Особенно ощутимо упали продажи самых массовых марок – Lada, ЗАЗ, Chevrolet, Skoda и проч. Аналитики ИАГ Auto-Consulting отмечают, что возможный «недобор» регистраций по этой причине в октябре составил 10 – 15%, то есть не будь дефицита техпаспортов, они могли бы соответствовать аналогичным показателям сентября 2005-го и октября 2004 года.

На рынке новых иномарок к указанной причине добавилось еще несколько. Во-первых, купить автомобили многих европейских и японских брендов без предварительного заказа и хотя бы месячного ожидания сегодня почти нереально – «живых» машин у дилеров почти нет. Этим воспользовались импортеры Ford, Hyundai и Kia, а также «серые» продавцы, которые обеспечили наличие автомобилей на складах и существенно улучшили свои позиции в рейтинге регистраций. Наблюдая высокий спрос и постоянный дефицит, можно предположить, что в этом году украинцы могут не получить выгодных рождественских скидок и спецпредложений в преддверии Нового года. За исключением, конечно, массовой распродажи карбюраторных машин российского и украинского производства, которые с 1 января 2006 года уже нельзя будет зарегистрировать в ГАИ.

Сергей Матусяк
По данным ИАГ Auto-Consulting