X

Авторынок России: пациент скорее мертв, чем жив

Международные эксперты в отрасли автомобильной промышленности проанализировали основные тенденции, которые наблюдаются на российском авторынке, и пришли к весьма неутешительным выводам.

Аналитики отмечают – несмотря на оптимистичные прогнозы, которые преобладали у большинства игроков автомобильного рынка России, на самом деле поводов для радости осталось не так уж и много. Российские автопроизводители испытывают трудности как с продажами, так и с объемами производства автомобилей. Кроме того, в свете последних событий на международной арене, ситуация в автомобильной отрасли лишь усугубляется. Именно из-за неблагоприятной макроэкономической и политической обстановки продажи автомобилей в ближайшей и среднесрочной перспективе в лучшем случае останутся на прежнем уровне. Эксперты в своем секретном исследовании также подчеркивают, что предыдущие прогнозы по объему рынка (4 млн. автомобилей  к 2020 году) уже невозможно реализовать.

Вопросы вызывает и целесообразность дальнейшего производства автомобилей. В частности, риск закрытия автомобильных предприятий и избыток мощностей могут привести к отмиранию бизнес-модели производства по контракту. Снижение уровня локализации производителей и поставщиков ставит под угрозу всю отрасль. Если в ближайшее время не будут приняты скоординированные меры, считают эксперты, сценарий деиндустриализации станет реальностью, и потребуются гораздо большие капиталовложения, эффект от которых уже будет более слабый. В то же время, привлекательность импорта будет расти ввиду сравнительно низких объемов локального производства, неблагоприятных условий ВТО для автопрома, слабой экономической выгоды и еще ряда факторов. Даже при сохранении субсидий на текущем уровне экономические преимущества локализации по сравнению с импортом уменьшатся или полностью сойдут на нет:

–Производить в России иномарки в малых объемах (менее 25000 автомобилей в год) будет невыгодно
–Риск замещения импортом возникает для около 40% производимых в России моделей иномарок (что соответствует примерно 600000 автомобилей)
–Без субсидий и длительной поддержки внутреннего производства доля импорта будет еще выше.

Продажи «АвтоВАЗа» в 2014 году упадут на 15%
С «АвтоВАЗа» увольняют иностранных сотрудников

В результате будут наблюдаться избыток мощностей, фокус на производстве более массовых моделей и снижение общей доли российских комплектующих; возникнет серьезная угроза для сборочных заводов. Сокращение производства комплектующих для иномарок в России отрицательно скажется на локализации поставщиков и, следовательно, на российских автопроизводителях. Среди основных проблем, которые преследуют российский авторынок, эксперты выделяют сокращение объемов продаж и производства, постоянная борьба зарубежных производителей за выполнение обязательств по локализации сборки, сопровождаемая не до конца понятным и часто меняющимся законодательством, медленный процесс трансформации отрасли, лишь увеличивающий отставание России как от зрелых, так и от развивающихся рынков, неустойчивое макроэкономическое развитие, отсутствие четкой концепции обеспечения успешного будущего для страны, текущие геополитические проблемы (в частности, аннексия Крыма) лишь усугубляют положение.