Авторынок: «Секонд-хэнд» еще везут? Почти нет!

Несмотря на рост объемов украинского рынка новых легковушек, общее количество сделок по покупке-продаже автомобилей за последние годы почти не отличается от тех, что были зафиксированы 6 – 8 лет назад. Вот только ввоз подержанных машин из Европы практически сошел на нет.

Возраст подержанных легковушек, ввезенных в Украину в 2004 г. Структура общего рынка легковых автомобилей в Украине Соотношение регистраций некоторых новых и ввоза подержанных иномарок в 2004 г., шт. Ввоз в страну автомобилей старше 8 лет запрещен, а эксплуатировать можно даже 50-летние.

Несмотря на рост объемов украинского рынка новых легковушек, общее количество сделок по покупке-продаже автомобилей за последние годы почти не отличается от тех, что были зафиксированы 6 – 8 лет назад. Вот только ввоз подержанных машин из Европы практически сошел на нет.

Из-за плохого состояния отечественных дорог, невысокого качества горюче-смазочных материалов и малодоступного сервиса в Украине больше ценятся подержанные легковушки, «намотавшие» свои километры в Европе. Но анализ структуры регистраций всех автомобилей в Украине за последние 8 лет показывает, что количество машин, ввезенных в страну уже бывшими в употреблении, снижается.

Перегонщиков все меньше

В 1997 году подержанных машин, ввезенных из-за рубежа, продавали в 8,5 раза больше, чем новых (возник даже новый вид предпринимательства – «автоперегонщики»). С тех пор импорт «секонд-хэнда» начал постепенно снижаться, а с 1999 года, когда были приняты определенные меры по ограничению ввоза старых легковушек, объемы регистраций ввезенных в страну «бэушных» резко пошли на убыль. В 2000 году новые машины продавались лучше, чем подержанные, а в 2004-м их купили уже в 12 раз больше, чем ввезенного «секонд-хэнда»!

Новые вытесняют «б/у»?

Существенное преобладание покупок новых автомобилей по сравнению с подержанными в 2004 году отображает «суммарную» ситуацию на рынке, но структура регистраций машин по маркам дает несколько иную картину. Если говорить о рынке иномарок, то безоговорочное превышение регистраций новых машин присуще только наиболее доступным брендам – Chevrolet, Daewoo, Dacia, Skoda. У многих других марок ввоз подержанных авто все еще более популярен, чем импорт новых. Так, украинцы покупают ввезенные из Европы подержанные Mercedes в 4 раза чаще, Fiat – в 5 раз, Ford – в 3,3 раза, Audi – почти вдвое чаще, чем новые. У BMW, Citroёn, Volkswagen регистрация импортированных «бэушных» машин также выше, чем новых.

Судя по структуре рынка импортированных подержанных машин по годам выпуска, львиную их долю покупают почти новыми – то есть в возрасте до 2 лет. Вероятнее всего, какая-то часть таких авто на самом деле являются новыми, ввезенными в страну по «серым» схемам. Ведь по действовавшим в 2004 году ввозным пошлинам и акцизам новые машины при ввозе облагались меньшими налогами, чем бывшие в употреблении. В то же время некоторые способы легализации нерастаможенных легковушек (по наследству, регистрация в Украине по поддельным документам и т. д.) свидетельствуют как раз о том, что многие неновые машины ввозились в страну без пробега. Другая причина популярности авто в возрасте до двух лет – стоимость одно-двухлеток в Европе несколько ниже, чем цена на аналогичные машины в Украине, но увеличение суммы растаможки покрывает эту разницу.

Перепродажи вместо импорта

В любом государстве большинство покупок-продаж подержанных машин происходит в секторе перепродаж, то есть после определенного пробега внутри страны. Исходя из данных Auto-Consulting, объемы рынка перепродаж в Украине на протяжении последних 8 лет существенно не менялись и составляют 300 – 440 тысяч регистраций в год (см. диаграмму). Несколько меньшее количество продаж в 2000 и 2001 годах было вызвано рядом причин. Среди главных – широко распространенное оформление автомобилей по генеральной доверенности (наша статистика отображает регистрации в ГАИ, а при покупке по доверенности раньше их не регистрировали). Только во второй половине 2001 года ГАИ начала выдавать временные талоны на машины, проданные по доверенности, поэтому количество регистраций в секторе перепродаж снова начало расти. Кроме того, в указанный период процветал так называемый поагрегатный ввоз, когда автомобили ввозились на зарегистрированные документы. В результате уменьшения «временного ввоза» в 1999-м резко сократился приток старых машин и, соответственно, их перепродажа в Украине.

В 2004 году на внутреннем рынке снова было зарегистрировано меньше перепроданных легковушек, чем в 2003-м. Это стало следствием введения нового подоходного налога в размере 13% и неопределенности с его взиманием, особенно в начале года.

Таким образом, несмотря на рост рынка новых машин, из-за снижения ввоза подержанных и сохранения количества перепродаж общий объем рынка легковушек в Украине за 2003-2004 годы остается на уровне 600 – 660 тысяч сделок, то есть примерно такой, как 6 – 8 лет назад.

Другими словами, количество людей, способных купить автомобиль, в нашей стране существенно не изменилось. Стали иными лишь их пристрастия – вместо европейского «секонд-хэнда» они все активнее покупают недорогие новые машины. За счет этого в стране происходит обновление автопарка, и если подобная традиция сохранится и в дальнейшем, то импорт подержанных почти иссякнет, как и в развитых европейских странах.

Сергей Матусяк, по данным Auto-Consulting
Фото Владислава Бойко

Подписывайтесь на наши ленты в Facebook, Viber, Telegram и Messenger: все самые важные автомобильные события в одном месте.