X

Авторынок: Средний класс возрождается

В первом полугодии 2005 года украинцы купили в пять раз больше новых легковых автомобилей по цене 6500 – 10000 евро, чем год назад. В то же время продажи самых дешевых и наиболее дорогих машин уменьшились, а ввоз подержанных иномарок из-за рубежа практически сошел на нет. Такая ситуация свидетельствует о формировании в стране среднего класса – людей, являющихся основными покупателями автомобилей во всех развитых странах мира.

В первом полугодии 2005 года украинцы купили в пять раз больше новых легковых автомобилей по цене 6500 – 10000 евро, чем год назад. В то же время продажи самых дешевых и наиболее дорогих машин уменьшились, а ввоз подержанных иномарок из-за рубежа практически сошел на нет. Такая ситуация свидетельствует о формировании в стране среднего класса – людей, являющихся основными покупателями автомобилей во всех развитых странах мира.

В первом полугодии 2005 года украинцы купили в пять раз больше новых легковых автомобилей по цене 6500 – 10000 евро, чем год назад. В то же время продажи самых дешевых и наиболее дорогих машин уменьшились, а ввоз подержанных иномарок из-за рубежа практически сошел на нет. Такая ситуация свидетельствует о формировании в стране среднего класса – людей, являющихся основными покупателями автомобилей во всех развитых странах мира.

Отечественный рынок новых легковых автомобилей в первом полугодии 2005-го снова увеличился – по сравнению с аналогичным периодом 2004 года прирост составил 20%. В первой половине нынешнего года было зарегистрировано 113,2 тысячи новых легковушек. При этом доля внутренних перепродаж легковых авто несколько снизилась (со 178 тысяч в первом полугодии 2004-го до 174 тысяч в первом полугодии 2005-го), а число первых регистраций в нашей стране подержанных машин уменьшилось катастрофически – с 11,7 тысячи и до 2,9 тысячи. Такая ситуация, скорее всего, связана с изменением налогообложения и ужесточившимся контролем таможни за ввозом подержанных транспортных средств.

Общая стоимость проданных в І квартале 2005 года новых легковых автомобилей, по подсчетам ИАГ Auto-Consulting, составляет 1,13 млрд. евро. Из них на долю иномарок, которые составляют 47,8% общего количества зарегистрированных в Украине легковушек, приходится 850 млн. евро, или 75,5% общей финансовой емкости рынка. Таким образом, можно сделать вывод, что больше денег «крутится» у нескольких десятков дилеров зарубежных марок. Емкость рынка легковушек, произведенных в Украине и России, составляет около 276 млн. евро, при этом он распределен между крупнейшими операторами.

Дешевое уже не берут

Исходя из стоимости новых автомобилей в Украине, аналитики Auto-Consulting выделили семь основных ценовых категорий. Наибольший рост рынка был зарегистрирован в секторе легковушек стоимостью от 6500 до 10000 евро. По сравнению с первым полугодием 2004-го, в текущем году сегмент вырос более чем в пять с половиной раз (с 35,2 до 202,7 млн. евро)! Данный сектор представлен наиболее популярными в Украине моделями – Daewoo Lanos и Sens, семейством «десяток» и Lada 115, Renault Symbol, базовым Hyundai Getz. По словам генерального директора компании «УкрАвтоЗАЗ-Сервис» Вячеслава Поврозника, продажи автомобилей Daewoo выросли за счет корпоративных клиентов (таксопарков, автопарков частных фирм и т. д.), а также людей со стабильным доходом, покупающих в кредит первый в жизни автомобиль. Аналитики прогнозируют еще большую динамику продаж авто стоимостью 6,5 – 10 тыс. евро, ведь во втором полугодии 2005-го на рынок выходят новые представители этого сегмента – Dacia Logan, VW Pointer, базовый Ford Fiesta, «китайцы» (например, Chery QQ). Впрочем, куда большая конкуренция ожидается в следующем ценовом сегменте – от 10 до 15 тыс. евро (его емкость также несколько выросла). Здесь уже представлены «старожилы» рынка – Chevrolet Aveo и Lacetti, Skoda Fabia и Octavia Tour, Opel Astra, VW Polo, но должны появиться и новички. В ценовом сегменте до 6500 евро представлено все меньше машин (некоторые ВАЗы теперь относятся к более высокому), да и спрос на самые дешевые машины падает. Похожая ситуация и в сегменте авто дороже 22 тысяч евро – модели престижных марок (Audi, BMW, Mercedes) продавались хуже, чем год назад.

Таким образом, рост рынка в 2005 году состоялся в основном за счет так называемых бюджетных автомобилей, число которых на отечественных дорогах постоянно увеличивается. Благодаря применению различных схем кредитования покупки новых машин потребители начали ориентироваться не на самые дешевые легковушки, а на модели, предоставляющие более высокий уровень комфорта и качество техники. Впрочем, до европейских показателей нам еще далеко. При сравнении рейтинга наиболее покупаемых автомобилей в Украине и Западной Европе может показаться, что эти рынки расположены на разных континентах: в первых двадцатках самых популярных легковушек не совпадает ни одна модель!

На обоих рынках лидеры традиционны – в Украине это «классика» ВАЗ, в Европе – VW Golf. Впрочем, если в Европе уже несколько лет подряд лидируют одни и те же модели, но второй-третьей или пятой генерации, то в нашей стране машины-лидеры выпускаются практически без изменений от 8 (Lanos) до 23 (ВАЗ-2107) лет!

ВАЗ снова первый

Динамика регистраций новых легковушек в 2005 году по месяцам в целом близка к показателям за аналогичный период прошлого года. Так, в январе-феврале наблюдался стабильный, но невысокий спрос, в марте он начал расти и в апреле-мае достиг максимума. В это время и в 2004-м, и в 2005-м в законодательство вносились изменения, способствующие росту цен на автомобили, поэтому перед подорожанием люди особенно активно скупали их. После рекордных регистраций в апреле 2005 года (около 29 тыс. машин) наступил спад – в июне 2005 года зарегистрировано меньше авто, чем за тот же месяц 2004 года.

Структура регистраций по моделям и брендам за последний год также существенно изменилась. ВАЗы не только удержали лидерство, но и увеличили свою долю рынка (с 25 до 34,4%) и еще больше оторвались от ближайших конкурентов – ЗАЗов. Лидером продаж в Украине стал ВАЗ-2107, потеснив Daewoo Lanos и «Славуту». Генеральный директор компании «Укравтохолдинг» Олег Мищенко объясняет такую популярность «семерок» большим предложением на рынке (хотя сейчас ощущается даже небольшой дефицит данной модели) и незначительным по сравнению с конкурентами повышением цен (в апреле ЗАЗы и Daewoo подорожали на 20%, «семерки» – всего на 6 – 10%). Почти в 2,5 раза по сравнению с первым полугодием 2004-го увеличились продажи ВАЗ-2104 – в нынешнем году эта модель всего на $200 дороже ВАЗ-2107, тогда как год назад эта разница составляла все $500.

В несколько раз выросли регистрации ВАЗ-21099 и 21093, собираемых в Запорожье, а также российских ВАЗ-2115, зато спрос на «Нивы» ВАЗ-21213 заметно снижается. Эта модель уже не выпускается в Тольятти, а на Луцком автозаводе ее сборка продержится не более года. Среди иномарок, собираемых в Украине, Chevrolet переместился с седьмого места рейтинга на третье (15,7 тыс. против 1,8 тыс. в 2004-м), обогнав даже Daewoo. Наибольшим спросом пользовались Aveo (в 7,2 раза больше регистраций по сравнению с прошлым полугодием) и Lacetti (13-кратное увеличение). Вячеслав Поврозник объясняет такое положение марки Chevrolet удачным позиционированием в начале года, интересом украинцев к новым моделям и меньшим, нежели у Daewoo, подорожанием автомобилей в апреле, когда были отменены льготы автопроизводителям.

Увеличению регистраций и доли на рынке Skoda способствовали удачный старт новой Octavia и сохранение позиций предыдущей модели Octavia Tour. Бренд Mitsubishi демонстрирует завидную стабильность, увеличив продажи на 2% и сохранив лидирующие позиции среди импортируемых иномарок, даже несмотря на уход с рынка лидера модельного ряда 2004 года – Space Star. Покупатели, ранее ориентировавшиеся на эту модель, теперь выбирают из Lancer, Colt и Grandis, говорит директор по маркетингу и рекламе «Торгового Дома «Нико» Максим Рабинович. Кроме того, автомобили Mitsubishi стали активнее покупать для корпоративных парков – для них в первом полугодии 2005-го было поставлено около 200 машин. Бросается в глаза утрата позиций VW, Toyota, «ГАЗ», Nissan, Renault, Peugeot, уже упоминавшихся престижных марок, а также рост регистраций Hyundai, Subaru, Kia, Suzuki, Seat и Chrysler. Положение остальных иномарок изменилось незначительно или не изменилось вовсе.

 Регистрации новых легковых автомобилей в І полугодии 2005 г.
МаркиОбъем за 6 мес. Доля рынка за 6 мес.
2005 г., шт.2004 г., шт.2005 г., %2004 г., %
Lada389552372434,40%25,08%
ЗАЗ179961683315,89%17,79%
Chevrolet15749188413,91%1,99%
Daewoo11306194629,98%20,57%
Skoda454034694,01%3,67%
Mitsubishi319531132,82%3,29%
Toyota255333292,25%3,52%
Volkswagen201223881,78%2,52%
ГАЗ179125581,58%2,70%
Opel168119671,48%2,08%
Hyundai153612411,36%1,31%
Mazda144016911,27%1,79%
Nissan124718141,10%1,92%
Subaru124212341,10%1,30%
Honda108511410,96%1,21%
Renault81110910,72%1,15%
Ford7617790,67%0,82%
Mercedes-Benz6518490,57%0,90%
Peugeot5858090,52%0,86%
Lexus5616750,50%0,71%
Kia5274710,47%0,50%
BMW4687540,41%0,80%
Suzuki4383420,39%0,36%
Audi3364280,30%0,45%
UAZ3293840,29%0,41%
Seat2281550,20%0,16%
Chrysler169660,15%0,07%
Citroёn1632180,14%0,23%
Fiat1101210,10%0,13%
Dacia896740,08%0,71%
Другие6779470,60%1,00%
Всего11323194611100.00%100.00%

Сергей Матусяк
По материалам ИАГ Auto-Consulting