Авторынок: Цены поплыли

Как изменится стоимость автомобилей и структура украинского авторынка после внесения поправок в государственный бюджет-2005?

Ожидаемое изменение цен на новые автомобили (по данным дилеров)

Как изменится стоимость автомобилей и структура украинского авторынка после внесения поправок в государственный бюджет-2005?

С 31 марта 2005 г. вступили в силу поправки в государственный бюджет-2005, согласно которым существенно изменяется законодательство, определяющее «правила игры» на отечественном авторынке.

Что изменилось?

Для наполнения бюджета страны отменен ряд налоговых льгот для автопрома и повышены ввозные пошлины при импорте легковушек. В частности, если ранее некоторые отечественные автозаводы («ЗАЗ», «ЛАЗ», «КрАСЗ», «ЛуАЗ») не уплачивали НДС, пошлины при ввозе комплектующих и оборудования, а также акцизный сбор, то теперь они должны работать с уплатой всех налогов. Кроме того, отменены льготы для Свободной экономической зоны «Закарпатье», в которой расположены ЗАО «Еврокар» и ряд предприятий, производящих комплектующие. В то же время на импорт готовых автомобилей установлена единая ставка таможенной пошлины в размере 20% стоимости машины (раньше она составляла 15 – 20% для новых и 20 – 30% для подержанных авто). Пошлина на комплектующие составляет 5%. Причем если старые ставки были комбинированными (то есть учитывалась как таможенная стоимость автомобиля, так и литраж его двигателя, и платить нужно было большую из этих сумм), то сегодня они адвалорные (привязаны только к таможенной стоимости товара). Кроме того, в 10 раз уменьшены ставки акцизного сбора на новые легковушки (см. таблицу), зато теперь его будут платить не только импортеры, но и производители. А вот акциз на подержанные авто вырос в несколько раз (в зависимости от объема двигателя и возраста машины). Тем самым компенсировано снижение пошлин на этот вид ТС – чтобы расходы по растаможке подержанных были выше, чем новых (так стимулируется ввоз новых машин).

Мнения разделились

Автотрейдеры расходятся в оценках происходящего. Позицию чистых импортеров выразила Ассоциация автоимпортеров (ВААИД). В своем заявлении они поддерживают внесенные поправки как направленные на создание равных условий для всех операторов рынка – отныне все его участники должны платить все виды налогов. Импортеры уверены, что внесенные изменения «устанавливают оптимальное в данный период времени соотношение условий деятельности производителей и импортеров, позволяют увеличить наполнение бюджета от импорта». Мнение о том, что рынок становится более цивилизованным, выражают многие автодилеры и импортеры. «Теперь нет ценовой разницы между якобы украинским продуктом и импортом», – говорит менеджер по маркетингу ТД «Нико» Максим Рабинович. Солидарен с импортерами только ЗАО «Еврокар», выпускающий Skoda, Volkswagen и Audi в Закарпатье. Генеральный директор «Еврокара» Олег Боярин отмечает: «Мы поддерживаем решение правительства о создании равных условий для всех операторов автомобильного рынка. Планы предприятия по развитию второй очереди проекта остаются неизменными и будут выполняться, как и было заявлено ранее». Напомним, что вторая очередь проекта – это создание мелкоузлового производства автомобилей VW Group в Соломоново.

Позиция «ЗАЗа» и «ЛуАЗа» – противоположная: по их оценке, недопоступления в бюджет только в текущем году достигнут 1 млрд. грн. В обращении автозаводов к Президенту, распространенном пресс-службой корпорации «УкрАвто», говорится: «Все автомобильные и автобусные заводы Украины, в случае… непринятия срочных мер по исправлению сложившейся ситуации, вынуждены будут уже на следующей неделе законсервировать полномасштабное производство автомобилей и автобусов, свернуть все перспективные проекты и резко сократить количество работающих. Десятки тысяч людей окажутся на улице, автомобильные заводы и сотни их поставщиков – без производственной загрузки, сложнейшее высокотехнологичное оборудование перестанет эксплуатироваться». Насколько эти прогнозы близки к реальности, увидим в ближайшее время.

В то же время руководство «ЗАЗа» предпринимает меры для изменения ситуации. Так, на завод пригласили председателя ВР Владимира Литвина, результатом чего стало обещание создания в парламенте рабочей группы по изучению положения на этом предприятии. В случае, если отмену льгот признают ошибочной, будут приняты адекватные решения. «Не должны пострадать люди, не должно пострадать производство», – сказал Владимир Литвин.

Цены выжидают

Несмотря на ажиотаж в салонах и увеличение количества покупателей, цены оставались стабильными вплоть до конца недели – возможно, таким образом дилеры решили избавиться от излишков на складах. Между тем, предположения и расчеты делали все. Так, генеральный менеджер департамента продаж и маркетинга компании «Тойота Украина» Роман Кузьмин считает, что после введения новых пошлин цены на модели малого и среднего класса повысятся не более чем на 300 евро, а такая сумма не является решающей при покупке машины. Другие импортеры говорят о подорожании автомобилей с двигателями объемом 1,3-2,0 л на 3 – 5% или на 500 – 700 долларов. А вот машины с моторами большого литража должны подешеветь. Например, Александр Тимофеев, генеральный директор «АВТ Бавария», просчитал, что стоимость BMW с двигателем объемом 4,4 л и выше может снизиться на 8%. «Но от таких изменений мы не ждем всплеска продаж – для покупающих данные машины это не очень существенные суммы», – убежден Тимофеев.

Импортеры в основном сошлись во мнении, что изменения цен на иномарки кардинально не повлияют на уровень спроса и распределение рынка. «Стоимость автомобилей формируется рынком, а если подорожание и состоится, то через некоторое время цены могут вернуться на прежний уровень, – говорит Владимир Смирнов, генеральный директор компании «Автохаус Киев». – Автотрейдеры смогут работать за счет сохранения или увеличения объемов продаж».

Впрочем, легковушки, собранные в Украине, уже подорожали. Корпорация «УкрАвто» обнародовала новые цены в пятницу. Меньше всего выросла стоимость Lada: цены на «девятки» по сравнению с мартом увеличились на 6%. Другие автомобили, собранные на «ЗАЗе» крупноузловым методом (Chevrolet, Opel, Daewoo), стали дороже на 8 – 10%. Больше других повышение цен коснулось «Таврий», «Славут» и Sens’ов – они подорожали примерно на 17 – 19%.

«Россияне» не подешевеют

Перед принятием нового бюджета многие специалисты предупреждали, что автомобили российского происхождения могут существенно увеличить свою долю на рынке. Ведь пошлина при их ввозе не уплачивается, а ставки акциза уменьшаются в десять раз. Генеральный директор корпорации «АИС», которая является дистрибьютером многих российских марок, Дмитрий Писаный не разделяет этого мнения: «По нашим прогнозам, ожидается значительное повышение цен на автомобили, в том числе российские. Это должно произойти уже в ближайшее время. Сейчас мы ожидаем положительной динамики продаж – ведь потребители боятся дальнейшего подорожания». Главной причиной возможного роста стоимости российских машин называют то, что на рынке доминируют ВАЗы, ГАЗы, УАЗы и «Ижи», которые собираются в Украине, а цены на них устанавливают отечественные производители. Ситуацию с ввезенными в Украину «россиянами» разъяснил генеральный директор Торгового Дома «УкрАвтоВАЗ» Владимир Кащеев: «На складах дилеров накопилось около двух тысяч российских ВАЗов, которые растаможены по действовавшим ранее правилам (с учетом высокого акциза). Снижать цены на них нецелесообразно. Во втором полугодии 2005 года, когда начнутся поставки в Украину новой партии машин, «АвтоВАЗ» будет пересматривать цены для нашей страны». Нетрудно догадаться, в какую сторону они изменятся. Следует также учесть, что квоты на ввоз российских легковушек с двигателями объемом 1,0-1,5 л еще действуют и являются сдерживающим фактором для увеличения их доли на рынке. Кроме того, в последнее время стали раздаваться призывы принять дополнительные меры, ограничивающие их ввоз.

 Подержанные: легально – дороже

Ожидаемое изменение цен на подержанные автомобилиРаньше при ввозе подержанных автомобилей пошлина составляла от 20 до 30% таможенной стоимости автомобиля, а с апреля установлена единая ставка в размере 20%. Зато акцизный сбор увеличился в несколько раз (а этот налог взимается в зависимости от объема двигателя). В результате легальная растаможка подержанных автомобилей стала еще дороже. В то же время перегонщики попытаются cнизить стоимость растаможки за счет, например, уменьшения таможенной стоимости, в результате чего на рынке могут появиться более дешевые машины.

 Изменение ставок акцизного сбора и ввозной пошлины
Легковые автомобили Старый акцизный сбор, евро за 1 см3 Новый акцизный сбор, евро за 1 см3 Старая ввозная пошлина* Новая ввозная пошлина*
Бензиновые до 1000 см3
новые 0,2 0,02 15% (0,6) 20%
до 5 лет 0,4 1 20% (0,7) 20%
свыше 5 лет 0,6 1,25 30% (0,8) 20%
Бензиновые от 1000 до 1500 см3
новые 0,2 0,02 15% (0,8) 20%
до 5 лет 0,4 1,25 20% (1,0) 20%
свыше 5 лет 0,6 1,5 30% (1,2) 20%
Бензиновые от 1500 до 2200 см3
новые 0,3 0,03 15% (0,8)  
до 5 лет 0,6 1,5 20% (1,0) 20%
свыше 5 лет 0,9 2 30% (1,2) 20%
Бензиновые от 2200 до 3000 см3
новые 0,6 0,06 15% (0,9) 20%
до 5 лет 1,2 2 20% (1,2) 20%
свыше 5 лет 1,8 3 30% (1,4) 20%
Бензиновые свыше 3000 см3
новые 1 0,1 20% (1,8) 20%
до 5 лет 2 3 25% (1,8) 20%
свыше 5 лет 3 3,5 30% (2,4) 20%
Дизельные до 1500 см3
новые 0,2 0,02 15% (0,8) 20%
до 5 лет 0,4 1,25 20% (0,9) 20%
свыше 5 лет 0,6 1,5 30% (1,2) 20%
Дизельные от 1500 до 2500 см3
новые 0,3 0,03 15% (0,8) 20%
до 5 лет 0,6 1,75 20% (1,0) 20%
свыше 5 лет 0,9 2 30% (1,3) 20%
Дизельные свыше 2500 см3
новые 0,8 0,1 20% (1,8) 20%
до 5 лет 1,6 2,5 25% (1,8) 20%
свыше 5 лет 2,4 3,25 30% (2,4) 20%
* Процент от таможенной стоимости, в скобках – но не менее, евро за 1 см3 объема двигателя

Сергей Матусяк
Фото Сергея Кузьмича

Подписывайтесь на наши ленты в Facebook, Viber, Telegram и Messenger: все самые важные автомобильные события в одном месте.