X

Авторынок Украины: тенденции развития

В I полугодии 2009 года рынок легковых автомобилей в Украине упал на 73,9% против 70% по итогам I квартала этого же года.

По информации аналитиков Международного автомобильного холдинга «Атлатн-М», в структуре авторынка в I полугодии 2009 года произошел перелом тенденции предыдущих нескольких лет, когда росла доля новых иномарок и сокращались доли отечественных авто и импорта подержанных иномарок. Так, доля новых иномарок сократилась с максимальных по итогам 2008 года 79,4% до 77,4%, при этом доля подержанных авто возросла вдвое.

Практически все марки украинского ТОП-25 продемонстрировали в I полугодии 2009 года более чем двукратное падение продаж относительно аналогичного периода 2008 года. У отдельных игроков продажи упали в 4-10 раз.
По итогам рассматриваемого периода в ТОП-10, как и на рынке Украины в целом, произошли существенные изменения.

Лидером, как считают специалисты холдинга «Атлант-М», под воздействием фактора местной сборки, а также неоднократных акций по снижению цен стала марка Hyundai. На 2 место благодаря распродаже склада 2008 года поднялась Toyota, оттеснив прежнего лидера Chevrolet. Китайская Chery, благодаря существенным распродажам еще в начале 2009 года, поднялась с 6 на 4 место, следом за ней с 11 на 5 место взлетела Renault Dacia (проблема избыточного склада пока еще остается актуальной для импортера). Лидер 2008 года среди импортируемых марок (без местной сборки) Mitsubishi опустилась с 3 на 6 место. Замыкают ТОП-10 марки Skoda, Nissan и Volkswagen, при этом стоит отметить, что благодаря работе импортеров падение продажи последних двух оказалось не столь сильным, как среднерыночное. На гране вылета из первой десятки оказалась китайская Geely.

Объем продаж в премиум-сегменте снизился также существенно (-64,6%), однако не так сильно, как рынок в целом. По итогам I полугодия размер сегмента составил 3654 машины против 10336 годом ранее. Наибольшее падение продаж у Hummer (-80%), Lexus (-73%), Infiniti (-73%), Acura (-70%) и Land Rover (-68%).
Для большей наглядности на диаграмме ниже представлено, какие марки показали наибольший прирост и падение продаж по итогам I полугодия 2009 года.

 

Аналитики холдинга «Атлант-М» провели сопоставление завершившегося квартала с I кварталом 2009 г. и выделили новые тенденции:

Важнейшие тенденции ра спределения рынка между марками:
1.    Лидерство по итогам II квартала продолжают удерживать Hyundai и Toyota, сохранившие продажи на уровне I квартала. На третью строку по причине начавшихся распродаж (несколько запоздалых) и нарастившая продажи на четверть поднялась RenaultDacia.
2.    Вплотную к лидерам во II квартале приблизились марки холдинга в Украине – Skoda (+40%, снижение цен), Nissan (+13,6%, среди прочего благодаря продуктам финсервиса) и Volkswagen (+6%, также за счет акции импортера и программы Порше Лизинг).
3.    Продажи других марок, входивших в ТОП-10 в I квартале (Chevrolet, Chery, Mitsubishi, Ford, Geely), по итогам II квартала продолжили падение.
4.    Наихудшую динамику в TOP-25 во втором квартале показали Geely (-63%), Subaru (-62%) и Mazda (-53%).

Десятка наиболее продаваемых автомобилей Украины за I полугодие 2009 года выглядела следующим образом:

Среди лидеров в основном недорогие автомобили классов B и C (по европейской классификации), причем половина из них украинской сборки. Обращает на себя внимание вышедший в лидеры с неплохим отрывом Hyundai Accent, собираемый в Черкассах. Второе место сохраняет за собой Chevrolet Aveo (также украинской сборки). На третью строку поднялся импортный конкурент указанных двух моделей Dacia Logan (распродается, скорее всего, в убыток). Из остальных моделей ТОП-10 отметим относительно дорогие Toyota Camry и Hyundai Tucson.

В структуре продаж по классам автомобилей можно говорить о снижении доли классов A, B, и C в пользу D, SUV и коммерческой техники. Также имеет место смещение платежеспособного спроса, на фоне существенного сокращения объемов, в пользу автомобилей выше 10-15 тыс. евро:

В целом ситуация на автомобильном рынке Украины, подводят итоги специалисты «Атлант-М», остается весьма тяжелой, при этом оснований утверждать о скором улучшении нет. Во многом дальнейшие развитие событий зависит от решения Верховной Рады по вопросу продления действия временной надбавки к таможенным пошлинам в размере 13%. Пока Рада не приняла такое решение по причине, как обычно, своей недоговороспособности и ограниченной дееспособности. Теперь, если этого не произойдет на внеочередной сессии, то надбавка прекратит свое действие после 6 сентября 2009 года.

Это означает, что новые партии автомобилей ввозиться в Украину до этой даты будут в весьма ограниченных объемах. Операторы предпочтут распродавать существующие склады (значительная доля которых пока еще состоит из машин 2008 года выпуска) и начать новые поставки уже после 6 сентября, обеспечив себе снижение заходной стоимости. Кроме того, потребительские ожидания «более дешевых» машин 2009 года с сентября, могут еще больше затормозить рынок в августе-сентябре (не считая остатков машин, растаможенных до марта 2009 года). В целом в III квартале продажи иномарок будут стагнировать на уровне 8-10 тыс. автомобилей в месяц, а в IV квартале могут несколько возрасти.

Информация и графика аналитиков Международного автомобильного холдинга «Атлант-М»