X

Авторынок: В девятку!

По объемам рынка новых легковых автомобилей Украина вошла в девятку самых крупных стран Европы. Причем наши соотечественники стали отказываться от продукции автопрома бывшего СССР и намного активнее покупали иномарки.

По объемам рынка новых легковых автомобилей Украина вошла в девятку самых крупных стран Европы. Причем наши соотечественники стали отказываться от продукции автопрома бывшего СССР и намного активнее покупали иномарки.

По объемам рынка новых легковых автомобилей Украина вошла в девятку самых крупных стран Европы. Причем наши соотечественники стали отказываться от продукции автопрома бывшего СССР и намного активнее покупали иномарки.

Еще год назад мы удивлялись, что Украина по объемам авторынка приблизилась к небольшим развитым странам Европы, а сегодня с результатом в 371 тысячу машин наша страна стала девятой. За год она «обошла» Австрию, Швецию, Польшу и Грецию. Конечно, до нескольких миллионов машин, которые ежегодно продаются в Германии, Италии или Великобритании, Украине еще далеко. Но вхождение в десятку крупнейших рынков Европы – это не только повод для гордости, но и серьезная заявка на то, что мировые автопроизводители теперь будут относиться к нашим потребителям с таким же уважением, как к австрийским или даже французским. Например, расширят поступление моделей с дизельными двигателями или попросят своих партнеров адаптировать свои навигационные системы к украинским дорогам.

Новые – лучше старых

Судя по результатам продаж легковых автомобилей в 2006 году, все больше украинцев предпочитают покупать новые машины, а не подержанные. В прошлом году почти половину зарегистрированных машин купили новыми, и только 52% – подержанными (для сравнения: еще в 2003 году эта пропорция составляла 1:3). Главная причина изменения ситуации – повсеместное развитие продаж новых автомобилей в кредит. Теперь взять деньги на покупку новой машины может практически любой работающий человек – ежедневная сумма погашения кредита для наиболее популярных в нашей стране автомобилей составляет 25–50 гривен.

Экология – двигатель продаж

В отличие от предыдущих лет, 2006-й не отличался радикальными изменениями законодательства, влияющего на авторынок. Самое значительное событие года – запрет первых регистраций легковых автомобилей, не отвечающих экологическим нормам Евро 2. С начала года таким машинам запретили въезд в Украину, а с середины 2006-го наступил черед легковушек, выпущенных в нашей стране. В результате в течение первого полугодия спрос на карбюраторные ВАЗы и ЗАЗы был довольно значительным, а их инжекторные версии, подорожавшие на несколько сот долларов, во второй половине года расходились куда хуже. Зато спрос на новые автомобили, начиная с апреля, вырос до 34 тысяч машин в месяц и до конца года уже не опускался ниже отметки в 32 тысячи. В результате по общим итогам года иномарки значительно опередили автомобили из СНГ, хотя еще в начале 2006-го между ними сохранялся паритет. Так, легковушки из Европы и Азии заняли почти 61% рынка, а по финансовой емкости – все 82%. Более того, интерес украинцев к самым дешевым машинам постепенно угасает. В 2006 году по сравнению с 2005-м на автомобили стоимостью менее 4000 евро украинцы потратили на 24% меньше денег, а на машины ценой 4–6,5 тыс. евро – на 7,5%. В то же время количество продаж и затраты на автомобили свыше 6,5 тысячи евро выросли в полтора и более раз. Кстати, вполне возможно, что этот показатель мог быть и выше – ведь большую часть года на рынке был дефицит на популярные иномарки.

Европейцы теснят украинцев

Предпочтения наших соотечественников по классам автомобилей в целом остаются стабильными – около половины продаж составляют модели С-класса, пятая часть – В-класса. В то же время наиболее растущими классами являются внедорожники и минивены – их продажи по сравнению с прошлым годом выросли почти вдвое.

Рост объема иномарок иллюстрирует также структура продаж в зависимости от страны происхождения. Хотя по-прежнему наиболее популярными в Украине остаются модели с российской родословной (26,7%), но их доля, как и отечественных моделей, падает. Зато европейские уже перегнали украинские с результатом в 22%. Бум продаж китайских автомобилей не наблюдался – хотя их купили в пять раз больше по сравнению с 2005 годом, но доля «китайцев» составляет менее одного процента украинского рынка, а объем годовых продаж меньше, чем регистраций «Ланосов» за месяц.

 Автомобили, отличившиеся в 2006 году

ВАЗ-2107

Сначала сборкой «вазовской» «семерки» перестал заниматься КрАСЗ, а позже она довольно сложно «приживалась» на конвейере в Запорожье. Корпорация «Богдан» перенесла ее производство из Луцка в Черкассы, при этом в середине года заводы переквалифицировались с карбюраторной на инжекторную «семерку». Это привело к перебоям с поставками, подорожанию и утрате лидерства на рынке.

ZAZ Lanos

Lanos второго поколения, который собирается на украинском Запорожском автозаводе, наши сограждане могли купить только в начале года. Позже на все собранные на ЗАЗе «Ланосы» наклеивали логотипы Chevrolet и отправляли на экспорт – в Россию.

ЗАЗ-1102 «Таврия»

В 2006-м «Таврия» выпускалась последний год. Спрос на трехдверную модель при наличии немного более дорогой «пятидверки» постепенно угасал. А введение Евро 2 сделало эту разницу еще менее заметной. Вместе с тем, модификации «Таврии» – пикапы и «Славуты» – сдавать позиции не собираются.

Lada 1118

По давней традиции, русские «долго запрягали» со своей «Калиной», но во второй половине года она «пошла» по-настоящему. К концу 2006 года ее владельцами ежемесячно становились более тысячи покупателей.

Toyota Camry

Новая версия популярной в нашей стране Toyota начала продаваться так же активно, как и предшественница. И это несмотря на выросшую цену и дефицит. Во многом благодаря Camry серые дилеры получили второе дыхание.

 Прогнозы и реальные тенденции рынка
Прогноз «АЦ» на 2006 г.Итоги 2006 г. Прогноз «АЦ» на 2007 г.
Тенденция роста рынка сохранится, но темпы (25%) снизятся.Такой стремительной динамики рынка не ожидал никто, и эксперты «АЦ» – не исключение.Учитывая возможное снижение ввозных пошлин в начале 2008 года, конец 2007-го может стать менее удачным, чем обычно. Поэтому динамика роста по сравнению с 2006-м будет скромнее.
Подержанные будут ввозить только на заказ или по схемам, не предусматривающим уплату налогов, число перепродаж несколько увеличится.Все так и получилось. Схемы ввоза без уплаты налогов возродились, но они не стали общедоступными.После вступления Украины в ВТО возможно увеличение ввоза иномарок старше 8 лет.
Конкуренция и рост в сегменте недорогих машин усилятся.Самые дешевые начали сдавать позиции, а в средних ценовых сегментах – расти.Спрос на недорогие иномарки будет расти, как и на машины средней ценовой группы.
Сборка машин новых марок не предвиделась, зато предполагалось увеличение производства существующих моделей.Прогноз подтвердился. Рост производства оказался больше роста рынка, новые модели почти не внедрялись.Начнется сборка автомобилей нескольких китайских марок. Возможно также расширение номенклатуры выпуска иномарок.
Из-за запрета регистрации карбюраторных моделей подорожавшая «семерка» уступит лидерство.Так и случилось. «Семерка» уступила более современной модели – «Ланосу».Пока альтернативы на лидерство «Ланосу» и «Сенсу» нет, особенно если появится версия с новым удачным двигателем.
Выход на рынок еще большего количества «китайцев», рост объемов продаж.Сбылось. «Китайцы» появлялись как грибы после дождя, их продажи росли.Кроме внедорожников, появятся легковые модели, которые помогут китайцам продолжить завоевание украинского рынка.

 Рейтинг марок по объемам продаж на рынке легковых автомобилей в Украине
МаркиОбъем продаж за 2006 г., шт.Доля рынка в 2006 г., %Объем продаж за 2005 г., шт.Доля рынка в 2005 г., %
Lada11300030.46%9086334.21%
Daewoo5150413.88%3317612.49%
Chevrolet355599.58%3051711.49%
ЗАЗ282257.61%3387512.75%
Skoda181254.89%115194.34%
Mitsubishi143023.85%74782.82%
Toyota142603.84%72582.73%
Opel92432.49%44121.66%
Hyundai92262.49%38191.44%
Nissan73321.98%41571.56%
Volkswagen60891.64%46561.75%
Ford57851.56%26080.98%
Mazda56841.53%35821.35%
Dacia56811.53%10640.40%
Kia51231.38%11140.42%
Subaru45891.24%26130.98%
Honda43201.16%27301.03%
Suzuki37201.00%13230.50%
ГАЗ37151.00%36961.39%
Renault36050.97%24730.93%
Lexus31830.86%18660.70%
Peugeot28280.76%21520.81%
Mercedes-Benz23390.63%15640.59%
BMW16300.44%14170.53%
Audi13160.35%8720.33%
Citroёn11830.32%4420.17%
УАЗ11790.32%7380.28%
Seat11410.31%5950.22%
Great Wall11130.30%2520.09%
Chery6800.18%1690.06%
Другие53401.44%26300.99%
Всего371019100.00%265630100.00%

Сергей Матусяк
По данным ИАГ Auto-Consulting