X

Ближайшие три года для укравтопрома — это последний шанс

У представителей автомобильной промышленности страны и у руководства Украины цели совпадают, а вот единства в видении путей достижения этих целей, похоже, пока нет.

Это выяснилось в ходе проведенного информационным агентством «Українські Новини» круглого стола на одну из самых актуальных на сегодняшний день тем — может ли Украина производить конкурентоспособные автомобили и помогут ли ей в этом спецпошлины. С одной стороны за столом сидели представители укравтопрома — Олег Папашев («АвтоЗАЗ»), Олег Свинарчук («Богдан»), Олег Боярин («Еврокар»). С другой — представители Министерства экономического развития и торговли в лице директора департамента развития реального сектора Олега Пендзина и директора департамента стратегического планирования развития экономики Евгения Олейникова. При этом стороны единодушно сходились во мнении, что автомобильную отрасль страны нужно спасать, что нужно остановить сокращение и начать увеличивать численность рабочих мест и вернуть людям возможность работать и достойно зарабатывать, и что введение спецпошлин — это важный и необходимый шаг. А вот на то, какими должны быть дальнейшие шаги, стороны, как оказалось, смотрят по-разному — в направлении, конечно, одном, но несколько под разными углами зрения.

Правительство полагает, что после принятия решения о применении заградительных мер против импорта в виде спецпошлин основная ответственность ложится на плечи укравтопрома. Как подчеркнул Евгений Олейников, диапазон объемов двигателей, на которые распространяется спецпошлина, выбран не случайно — это как раз тот диапазон, в котором представлены автомобили, выпускаемые украинскими заводами. Таким образом автомобильные промышленники, получив на три года защиту от конкуренции со стороны импортных автомобилей, должны воспользоваться этим временем для того, чтобы вывести свои предприятия и свою продукцию на уровень, позволяющий успешно соперничать и на украинском и даже на мировом рынке – модернизировать производство, применять новые технологии, искать новых партнеров и так далее.

А тем временем укравтопром, как следовало из выступлений его представителей, рассчитывает на то, что после спецпошлин правительство Украины обязательно примет комплекс мер по созданию привлекательного климата для возникновения у зарубежных инвесторов устойчивого желания стать партнерами и воспользоваться имеющимися в стране промышленными мощностями и разместить на них свои производства, а то и построить зовод с нуля. При этом для иллюстрации объемов ожидаемых мер приводились примеры соседей – России, Турции и других стран, где инвесторам в свое время были предоставлены серьезные льготы на землю, на энергоносители, было гарантировано льготное и даже нулевое налогообложение, включая налоги на землю, на прибыль, на добавленную стоимость.

Пикантность же ситуации состоит в том, что правительство не готово и не намерено идти на предоставление чрезмерно масштабных льгот и преференций. Тем более, что в свое время, в 2004 году, как напомнил присутствующим Евгений Олейников, такие льготы укравтопрому уже предоставлялись в виде известного Закона «О развитии автомобильной промышленности Украины». На сегодняшний же день руководство страны разрабатывает программу по развитию украинской экономики, в которой в том числе есть и поддержка автопрома, но помнит при этом, что льготы для автомобильной промышленности в условиях постоянного дефицита государственного бюджета возможны только за счет каких-то иных участков экономики. А это недопустимо — не может весь бизнес работать на то, чтобы покрывать льготы для какой-то отдельной отрасли. Потому нужно искать некие сбалансированные решения. И искать решения должны в том числе, и даже в первую очередь, сами автопроизводители.

По словам Олейникова, автомобильная промышленность пока еще рассматривается как перспективная, а потому и принимаются вынужденные временные меры в виде спецпошлин. «Все возможные меры поддержки, ограниченные имеющимся реальным ресурсом, будут предоставлены государством. Но если пройдет время, а укравтопром за предоставленные ему три года не выйдет на конкурентный уровень, не нарастит численность рабочих мест и объемы производства, то, извините, скорее всего, речь придется вести о другом, и действовать по другому, как, например, сейчас с угольной промышленностью, когда шахты приходится закрывать… Таким образом, для украинской автомобильной промышленности ближайшие три года — это последний шанс.» — отметил глава департамента стратегического планирования развития экономики Минэкономразвития.