Бриллианты на задворках
Дорогостоящие автомобили премиум-сегмента все чаще продают на огороженных клочках земли, не всегда покрытых асфальтом. Например, только в Одессе более двух десятков подобных «автосалонов».
Дорогостоящие автомобили премиум-сегмента все чаще продают на огороженных клочках земли, не всегда покрытых асфальтом. Например, только в Одессе более двух десятков подобных «автосалонов». |
Где вы предпочтете приобретать дорогие украшения от знаменитых мастеров: в респектабельном ювелирном магазине, витрины которого оформлены с изысканным вкусом, а охрана бдительна и надежна, или у какого-нибудь перехода, с рук продавца, чей внешний вид не внушает доверия? Странный вопрос, не так ли? Тем не менее многие покупатели недешевых вещей выбирают второй вариант. Не исключение – покупка дорогих автомобилей.
| |
Авто серых оттенков
Наряду с общим увеличением продаж автомобилей в 2007 г. выросли показатели и в премиум-сегменте – почти на 19%. Покупатели дорогих машин стали объектом пристального внимания импортеров, которых принято называть «серыми». Их деятельности во многом благоприятствует ситуация с подобными машинами. Во-первых, начало продаж многих популярных в нашей стране моделей по сравнению с другими рынками несколько запаздывает. Во-вторых, существуют квоты производителя, ограничивающие поставки самых востребованных машин. В-третьих, в линейке официально поставляемых в Украину автомобилей не всегда можно найти пользующиеся спросом модели. К тому же «серые» машины ввозятся из так называемой долларовой зоны (страны Ближнего Востока, США, Канада), где цены на них формируются в долларах США. А для официальных импортеров стоимость автомобилей определяется в евро, которые в последнее время значительно дороже «зеленых». Тем самым компании, поставляющие товар из долларовой зоны, получают доход, играя на разнице в курсах валют. Кроме того, «серые» импортеры нередко занижают задекларированную таможенную стоимость автомобилей, незаконным путем получают сертификаты на ТС, а также реализуют их с нарушением правил торговли новыми транспортными средствами и Закона о защите прав потребителей. Это, конечно, снижает издержки по доставке автомобилей, помогает «сэкономить» на налогах. В итоге «серые» поставщики могут позволить себе продавать автомобили по ценам гораздо более низким, чем у официальных импортеров, выплачивающих налоги при ввозе в полном объеме. В то же время компании, «экономящие» на налогах, не стремятся достичь того качества обслуживания покупателей, которое обеспечивают продавцы премиум-марок во всем цивилизованном мире. Их «салоны» в лучшем случае представляют собой помещения, в которых экспонируются автомобили разных марок. Но чаще всего это просто огороженные площадки под открытым небом, на которых дорогие авто пылятся вопреки всем требованиям сервиса. А некоторые продают машины прямо «с земли», не удосужившись хотя бы положить асфальт! И это при том, что на всех цивилизованных рынках для подобных машин строятся концептуальные салоны…
Премиум-автомобили продают даже не на асфальте, а на грунте. Зато их можно купить в кредит. | В последнее время на открытых площадках все чаще продают «Мерседесы». |
Порт – салон – покупатель
«Серый» бизнес после некоторого затишья вновь начинает набирать обороты. Подтверждение тому – появление все новых и новых точек, где выставлены на продажу дорогие автомобили. Наиболее активно развивается подобная торговля в Одессе. И это объяснимо, поскольку большинство машин поставляется в Украину морским транспортом. Сегодня в городе насчитывается более 20 открытых площадок по продаже автомобилей, и еще 5 скоро будут готовы принять товар. Бизнес поставлен на широкую ногу. Действует принцип «куй железо, пока горячо». И пока должный контроль со стороны государства отсутствует, импорт идет полным ходом. Соответствующей продукцией снабжается не только Одесса. Дорогие автомобили за дешевым сетчатым забором, ставшим одним из отличительных признаков точки продаж «серых» импортеров, можно увидеть во всех городах-«миллионниках» страны.
| |
В итоге по результатам 2007 г. «серые» продажи Audi составили 15%, BMW – 22%, Mercedes-Benz – 55%. Почти 70% всех проданных в Украине Mercedes-Benz S-Кlasse и 60% BMW X5 завезены «серым» путем. Странно, что покупатели таких дорогих и престижных машин придают намного большее значение цене, чем сервису и легальности покупки. Тем более что знающие люди по некоторым внешним признакам без труда определят – автомобиль куплен «за забором».
Характерно, что принятые в прошлом году меры по упорядочению ввоза и взимания пошлин (запрет растаможки разукомплектованных авто) несколько снизили активность «серых» дилеров в первой половине 2007 г. Но постепенно продажи с площадок снова пошли в гору. Показательна в этом плане статистика реализации автомобилей Mercedes-Benz. В 2005 г. неофициальные продажи этой марки составляли 15%, в 2006 г. доля «серых» достигла 39%, в 2007 г. – 55%, а за первый месяц 2008 г. – 80%.
Причем если у официальных дилеров цена Mercedes-Benz С300 4matic эквивалентна приблизительно $94 тыс., то неофициальные продают эту модель за $78 тыс. Более того, как на обычном базаре, торг уместен. Если повезет, можно сбить цену до $73 тыс.
Соотношение официальных и «серых» продаж в премиум-сегменте в 2007 г., шт. | Структура премиум-сегмента автомобилей |
Кредит за забором
Для стимулирования продаж автосалоны «за забором» используют многие инструменты, позаимствованные у официальных импортеров. Например, предоставление кредита с нулевым первым взносом, выдача кредита в течение нескольких часов, возможность взять автомобиль на тест-драйв и т. п. Предоставляется и гарантия на продаваемые автомобили, схожая с той, которую дают официальные продавцы. Правда, потребители должны знать, что гарантия производителя на купленные ими машины не распространяется – новоиспеченным владельцам придется уповать на надежность бренда. Ведь должной сервисной поддержки высокотехнологичных машин автосалоны не обеспечивают. Вместо этого клиенту, как правило, предлагают застраховать автомобиль от поломки. Таким образом, за устранение неисправности платит не производитель, как при официальной покупке, а, по сути, сам клиент. В лучшем случае некоторые «неофициалы» продают автомобиль с заранее оформленной страховкой, но сроком только на один год. Дальше – дело владельца.
Проблема неофициального ввоза авто вновь приобретает колоссальные масштабы. Невзирая на рост объемов продаж, в качественном отношении рынок откатывается в прошлое, когда царил правовой «беспредел». Исправить ситуацию без вмешательства государства уже не получится. Первоочередными должны стать меры, исключающие занижение цен на ввозимые автомобили при таможенном оформлении. Кроме того, необходимо жестко контролировать организации, выдающие сертификаты соответствия, чтобы исключить возможность получения документов на автомобили, которые не отвечают условиям эксплуатации в Украине (по светотехнике, радиочастотам, оптике и т. п.). В поле зрения правоохранительных органов должны попасть продавцы автомобилей, деятельность которых не соответствует нормам законодательства. Цивилизованный рынок, к которому идет Украина, не стоит отождествлять с полной свободой, переходящей во вседозволенность. Он строго регламентирован, и правила игры на нем должны быть прозрачны и обязательны для всех.