Будет ли Украине в следующем году введен стандарт качества топлива Евро-4?
Организаторами мероприятия выступили «Консалтинговая группа А-95», Международная благотворительная организация «Информационный центр «Зеленое досье» и Всеукраинская общественная организация «Комитет защиты потребителей нефтепродуктов»
Дискуссия с участием специалистов нефтеперерабатывающих компаний, представителей крупнейших автозаправочных сетей, автомобильных дилеров и объединений предпринимателей была посвящена намерениям Министерства топлива и энергетики Украины отказаться от запланированного в 2007 г. перехода с 1 января 2011 г. на улучшенные стандарты качества нефтепродуктов, отвечающие евростандартам Евро-4 и Евро-5, а также внедрить пошлины на импорт нефтепродуктов с целью защиты украинских производителей.
Выступая против отсрочки, учасники рассмотрели проблему с разных сторон. Представитель ВААИД Олег Назаренко сравнил поставки в Украину авто, соответствующих стандартам Евро-4 и Евро-5 (в то время когда здесь действуют стандарты топлива Евро-2) с ситуацией, когда импортируют самолёты в страну, в которой летать на них запрещено.
«Внедрение импортной пошлины одновременно с сохранением старых стандартов качества приведет к дальнейшему увеличению доли некачественного и фальсифицированного топлива на рынке с одновременным его удорожанием прямо пропорционально размеру пошлины», – заявил президент «Комитета защиты потребителей нефтепродуктов» Андрей Пасишник. По его расчетам, если брать во внимание обсуждаемые в Минтопэнерго ставки импортных пошлин на уровне €60-120 т, то бензин подорожает на 0,6-1,20 грн/л, притом что качество топлива на рынке ухудшится.
«Везде стандарты качества только ужесточают, а Украина стоит на месте. Утилизация некачественной продукции за рубежом стоит очень дорого, поэтому наша страна выглядит весьма привлекательно как направление утилизации отходов», – заявила Тамара Малькова, руководитель МБО «Информационный центр «Зеленое досье».
«Импортная пошлина и разрешение выпускать топливо по устаревшим стандартам не обеспечат увеличение загрузки украинских заводов, как считают в Минтопэнерго, – уверен Сергей Куюн, директор «Консалтинговой группы А-95». – Лисичанский НПЗ загружен на 100%, мощность Одесского НПЗ минимальна, у Шебелинского ГПЗ нет больше сырья, западноукраинские НПЗ настолько устарели, что не вмещаются даже в стандарты Евро-2».
«Введение пошлины будет означать, что отныне каждый водитель из своего кармана будет скидываться на спасение нынешних рулевых кременчугского завода, не способных обеспечить загрузку предприятия сырьем и его модернизацию», – заявил господин Куюн.
Представители упомянутых организаций солидарны с мнением о том, что в данной ситуации государству необходимо ввести плавающую шкалу налогообложения бензина и дизтоплива (по принципу выше качество – ниже налог), возобновить контроль качества в сбытовой сети и принять законы, позволяющие нефтеперерабатывающим заводам оптимизировать затраты на модернизацию своих производств.
По итогам пресс-завтрака участники поддержали обращение к органам власти о необходимости принятия соответствующих нормативно-правових актов с целью введения с 1 января 2011 г. в Украине норм Евро-4 как для топлива, так и для автомобилей.
Дополнительно: как проверить качество топлива, как выбрать заправку