Буря перед затишьем
В конце 2008 г. мировой авторынок начал рушиться, словно карточный домик. Как результат – невыполнение планов многими компаниями и затоваривание складов.
В конце 2008 г. мировой авторынок начал рушиться, словно карточный домик. Как результат – невыполнение планов многими компаниями и затоваривание складов.
Европа
По итогам 2008 года продажи автомобилей в Европе снизились на 7,8% по сравнению с 2007-м. Всего же производителям удалось реализовать 14,7 миллиона машин. Наиболее ощутимо (прежде всего из-за финансовых потрясений) «упали» Исландия (-43,3%), Латвия (-40,9%) и Испания (-28,1%). А вот в лидерах оказались Россия (+17,8%), Словакия (+17,3%) и Украина (+14,9%) – автомобилизация этих стран пока существенно отстает от среднеевропейской, и запас для роста еще есть. Наиболее внушительный скачок в рейтинге – с 13-го на 10-е место – сделала соседняя Польша (+9,4%). С высокой долей вероятности можно предположить, что в 2009-м произойдет и значительное изменение структуры рынка по маркам. За минувший год лишь немногие компании оказались в «плюсах» – во многом благодаря своевременному выпуску удачных моделей: например, Nissan Qashqai, Dacia/Renault Logan, Audi A4. В Европе такими счастливчиками стали Jaguar (+12,6%), Nissan (+8,8%), Smart (+7%), Dacia (+6,2%), Mazda (+2,1%) и Audi (+0,2%). А вот среди неудачников – престижные имиджевые марки Alfa Romeo (-29,1%), Lexus (-25,7%) и Land Rover (-25,2%), чьи машины весьма дорогие, а модельный ряд довольно узкий и устаревший.
Продажи автомобилей в США | Продажи иномарок в России |
Россия
Для России 2008 год стал знаменательным. Наш северный сосед по месячным объемам продаж иногда даже опережал постоянного лидера – Германию. Реализации иномарок выросли на 26%, причем первое место с приличным отрывом заняла марка Chevrolet – отчасти благодаря почти псевдоимпортной Chevrolet Niva и «украинскому» Lanos. Наибольший рост показали Honda (+131%), Fiat (+118%), китайский BYD (+108%), которые раньше были мало представлены в России. Но все эти показатели меркнут на фоне достижения испанского Seat: рост на 780 процентов – следствие того, что известную европейскую марку вновь вывели на российский рынок! Удивляет также ценовой разброс среди «упавших» – это либо бюджетные автомобили вроде китайского Chery (-58%) или иранского IKCO-Samand (тоже -58%), которые частично ушли с рынка, либо дорогие премиум-бренды для избранных: Porsche (-14%), Hummer (-12%) и Alfa Romeo (-60%), что практически повторяет европейскую картину.
США и Япония
В Штатах продано лишь 13,2 миллиона машин (на 18% меньше, чем в 2007-м), что вернуло авторынок к показателям 1992 года! Рост реализаций был зафиксирован только у двух марок: MINI и Subaru. И если у первой это довольно приличные +28,6%, то у японцев – сущий мизер, всего 0,3%. Плачевная ситуация сложилась у местных компаний – так называемой «большой тройки». Количество проданных внедорожников Hummer сократилось почти на 51%, Jeep – на 29,7%, а Cadillac – на 24,9%, что и поставило их на грань банкротства. Объемы продаж автомобилей в Японии в 2008 году оказались на самом низком уровне за 34 года. Реализации (за исключением микроавтомобилей класса kei-cars с объемом мотора до 0,66 литра) снизились на 6,5% по сравнению с 2007-м, а всего было продано 3212342 машины.
Большинство экспертов сходятся во мнении, что и в нынешнем году автомобильный рынок будет «лихорадить». Тенденция снижения объемов продаж сохранится в первой половине 2009-го, причем итоговые цифры во многом будут зависеть от эффективности антикризисных мер, которые в срочном порядке вводятся в странах Западной Европы. Правительства многих стран (Германии, Франции, Швеции, России) планируют выделять целевую финансовую помощь конкретным производителям либо же стимулировать спрос, предлагая доступные кредиты населению и всевозможные льготы.
№ | Концерны | Всего продано машин | Изм. % | |
2008 | 2007 | |||
1 | GM | 2 980 688 | 3 866 620 | -22,9 |
2 | Toyota | 2 217 662 | 2 620 825 | -15,4 |
3 | Ford | 1 988 376 | 2 507 366 | -20,7 |
4 | Chrysler | 1 453 122 | 2 076 650 | -30 |
5 | Honda | 1 428 765 | 1 551 542 | -7,91 |
6 | Nissan | 951 350 | 1 068 238 | -10,9 |
7 | BMW | 303 190 | 335 840 | -9,7 |
Продажи новых автомобилей в Европе по странам за 2008 год | |||||
| Измен.* | Страна | 2008 | 2007 | Измен. в % 08/07 |
1 |
| Германия | 3 090 040 | 3 148 163 | -1,8 |
2 | 1 | Россия | 2 840 000 | 2 410 000 | +17,8 |
3 | -1 | Италия | 2 160 131 | 2 493 106 | -13,4 |
4 |
| Великобритания | 2 131 795 | 2 404 007 | -11,3 |
5 |
| Франция | 2 050 282 | 2 064 543 | -0,7 |
6 |
| Испания | 1 161 176 | 1 614 835 | -28,1 |
7 |
| Украина | 623 252 | 542 332 | +14,9 |
8 |
| Бельгия | 535 947 | 524 798 | +2,1 |
9 |
| Голландия | 499 980 | 505 538 | -1,1 |
10 | 3 | Польша | 319 965 | 292 376 | +9,4 |
11 | 1 | Австрия | 293 697 | 298 182 | -1,5 |
12 | 2 | Швейцария | 287 489 | 284 688 | +1,0 |
13 | -3 | Румыния | 285 489 | 312 532 | -8,7 |
14 | 1 | Греция | 267 242 | 279 794 | -4,5 |
15 | -4 | Швеция | 253 982 | 306 794 | -17,2 |
16 |
| Португалия | 213 386 | 201 816 | +5,7 |
17 | 1 | Венгрия | 155 909 | 171 661 | -9,2 |
18 | -1 | Ирландия | 151 607 | 186 540 | -18,7 |
19 |
| Дания | 149 967 | 162 684 | -7,8 |
20 |
| Чехия | 143 661 | 132 542 | +8,4 |
21 | – | Другие | 560 413 | 575 205 | – |
Всего | 18 175 410 | 18 912 136 | -3,9 | ||
*Изменение рейтинга по сравнению с прошлым годом |
Продажи в Западной Европе | |||||
Производители | % рынка | Кол-во проданных машин | Измен., % 08/07 | ||
2008 | 2007 | 2008 | 2007 | ||
1. Группа VW | 20,6 | 19,8 | 3 026 550 | 3 167 490 | -4,4 |
Volkswagen | 10,7 | 10,2 | 1 570 583 | 1 632 353 | -3,8 |
Audi | 4,5 | 4,1 | 663 310 | 661 676 | +0,2 |
Seat | 2,3 | 2,4 | 336 210 | 386 565 | -13,0 |
Skoda | 3,1 | 3,0 | 452 901 | 482 355 | -6,1 |
Другие (Bentley, Lamborghini, Bugatti) | 0,0 | 0,0 | 3 546 | 4 541 | -21,9 |
2. Группа PSA | 12,7 | 12,9 | 1 865 407 | 2 052 029 | -9,1 |
Peugeot | 6,8 | 6,9 | 1 007 713 | 1 107 524 | -9,0 |
Citroёn | 5,8 | 5,9 | 857 694 | 944 505 | -9,2 |
3. Группа Ford | 9,9 | 9,7 | 1 461 235 | 1 541 810 | -5,2 |
Ford | 8,3 | 8,0 | 1 224 750 | 1 276 651 | -4,1 |
Volvo | 1,6 | 1,7 | 236 485 | 265 159 | -10,8 |
4. Группа GM | 9,6 | 10,2 | 1 406 916 | 1 634 203 | -13,9 |
Opel/Vauxhall | 7,9 | 8,4 | 1 155 422 | 1 343 527 | -14,0 |
Chevrolet | 1,2 | 1,3 | 181 317 | 201 067 | -9,8 |
Saab | 0,4 | 0,5 | 64 916 | 84 016 | -22,7 |
GM (амер.) | 0,0 | 0,0 | 5 261 | 5 593 | -5,9 |
5. Группа Renault | 8,7 | 8,7 | 1 286 120 | 1 381 798 | -6,9 |
Renault | 7,5 | 7,6 | 1 102 011 | 1 208 461 | -8,8 |
Dacia | 1,3 | 1,1 | 184 109 | 173 337 | +6,2 |
6. Группа Fiat | 8,0 | 7,8 | 1 179 989 | 1 248 869 | -5,5 |
Fiat | 6,5 | 6,1 | 957 267 | 976 749 | -2,0 |
Lancia | 0,8 | 0,8 | 113 978 | 122 093 | -6,6 |
Alfa Romeo | 0,7 | 0,9 | 102 223 | 144 220 | -29,1 |
Другие (Ferrari, Maserati) | 0,0 | 0,0 | 6 521 | 5 807 | +12,3 |
7. Группа BMW | 5,6 | 5,3 | 819 461 | 849 161 | -3,5 |
BMW | 4,6 | 4,4 | 675 454 | 704 233 | -4,1 |
Mini | 1,0 | 0,9 | 144 007 | 144 928 | -0,6 |
8. Группа Toyota | 5,5 | 5,8 | 814 581 | 930 110 | -12,4 |
Toyota | 5,3 | 5,6 | 785 242 | 890 598 | -11,8 |
Lexus | 0,2 | 0,2 | 29 339 | 39 512 | -25,7 |
9. Daimler | 5,4 | 5,3 | 788 955 | 838 406 | -5,9 |
Mercedes-Benz | 4,7 | 4,7 | 687 199 | 743 314 | -7,5 |
Smart | 0,7 | 0,6 | 101 756 | 95 092 | +7,0 |
10. Nissan | 2,3 | 1,9 | 337 913 | 310 700 | +8,8 |
11. Hyundai | 1,8 | 1,9 | 271 064 | 305 552 | -11,3 |
12. Honda | 1,8 | 2,0 | 264 238 | 313 484 | -15,7 |
13. Suzuki | 1,7 | 1,8 | 250 888 | 286 400 | -12,4 |
14. Mazda | 1,7 | 1,5 | 245 062 | 240 050 | +2,1 |
15. Kia | 1,6 | 1,6 | 234 965 | 253 422 | -7,3 |
16. Mitsubishi | 0,8 | 0,9 | 119 956 | 142 906 | -16,1 |
17. Группа Jaguar Land Rover | 0,7 | 0,8 | 106 896 | 126 105 | -15,2 |
Land Rover | 0,5 | 0,6 | 69 309 | 92 718 | -25,2 |
Jaguar | 0,3 | 0,2 | 37 587 | 33 387 | +12,6 |
18. Chrysler | 0,6 | 0,8 | 93 315 | 120 440 | -22,5 |
Остальные | 1,7 | 2,0 | 247 059 | 321 529 | -23,2 |
Все производители | 14 712 158 | 15 959 804 | -7,8 |