Что сейчас выпускает ЗАЗ и будет ли ему что выпускать в будущем

В нынешнее время в автомобильной отрасли Украины царит не то чтобы гробовая, но всё же пугающая тишина. Жив ли ЗАЗ и автопром, как таковой?

Ровно десять лет назад ЗАЗ произвел больше 280 тысяч новых автомобилей. И это только за один 2007-й год! В те времена у руководства Запорожского автомобилестроительного завода была одна проблема – хватило бы мощностей…

Сегодня же у украинского автогиганта остро стоит другой вопрос – как выжить. Более того, недавно по Сети распространялась информация про выкуп прав требования по кредиту ЗАЗ и визиты иностранных гостей на ЗАЗ.

Действительно ли Запорожский автозавод находится на грани закрытия, чем он «дышит» и есть ли у него перспективы – выяснял Автоцентр.ua

Наши журналисты неоднократно посещали АвтоЗАЗ, правда, зачастую поводы были хорошими – расширение модельной линейки, появление нового оборудования и пр. На сей раз поводом для визита стали непроверенные слухи о катастрофическом положении завода и убытках. Достаточно знать, что в 2016 году ЗАЗ получил 602,81 млн. грн. чистого убытка.

Из хорошего – годом ранее они были еще больше. А это значит, что пациент все же скорее жив, нежели мертв.

По прибытию в Запорожье первое, что настроило на оптимизм – встреча журналистов на новом автобусе ЗАЗ А10, который уже нашел место под солнцем в Старом Свете.

Денег нет, но вы держитесь

По пути на предприятие журналисты тотчас засыпали вопросами первых лиц автозавода. Сколько еще будет выпускаться Ланос, почему нет новых моделей, когда наконец-то снизятся цены и пр. Признаюсь – топ-менеджеры весьма болезненно отнеслись к ним, но, как мне показалось, отвечали искренне и с надеждой. Но что больше всего запомнилось – что мешает Украине выпускать «нормальные» автомобили.

Оказывается, достаточно спроецировать опыт соседней Словакии, точнее, ее законодательство – государство компенсирует до 70% инвестиций в автопромышленность и премирует за каждое новое рабочее место. В Украине же отношение государства к автомобилестроительной отрасли, мягко говоря, равнодушное, поэтому говорить о создании привлекательных условий для инвесторов не приходится. То же самое в отношении налоговой политики, когда, к примеру, при ввозе оборудования и пр. для производства, нужно еще и уплатить НДС.

Также в качестве примера в Запорожье указывают на Беларусь и Узбекистан. Последний еще недавно ассоциировался с хлопком и дынями, а теперь полным ходом выпускает и продает автомобили по всей восточной Европе. Что касается Беларуси, подвижки тоже есть, что подтверждает и недавнее заявление Лукашенко о необходимости создания белорусского электромобиля.

К слову, ЗАЗ также пытается следовать мировым тенденциям. По словам руководства, ЗАЗ планирует выпустить крупную партию электромобилей ZAZ VIDA Cargo EV для «Новой Почты» и готовит электрический автобус ZAZ A10, который, скорее всего, будут экспортировать в Польшу. В перспективе на Запорожском автозаводе вполне можно было бы выпускать электрические автомобили и автобусы для продажи внутри страны, но на данный момент это маловероятно – нет стимулирования к покупке такого транспорта от государства, а стоимость аккумуляторных батарей пока что не позволяет производить доступные для украинцев электромобили ЗАЗ.

На данный момент завод выпускает преимущественно Ланосы и Сенсы. ZAZ Vida на конвейере встречается куда реже. А линия по производству ЗАЗ Forza и вовсе законсервирована. Надо сказать, что и людей стало меньше – в былые годы пика продаж машин в Украине здесь всё «бурлило», а роботы трудились по 20 часов в сутки. Ну а сегодня простаивает и часть оборудования, и персонал оптимизирован соответственно – многие, кому пришлось покинуть предприятие, по словам руководства завода, уезжают из города. Среди них – ценные кадры, на подготовку которых ушли годы.

За 9 месяцев с конвейера сошло 6 с половиной сотен новых машин. Это на самом деле ничтожно мало и, возможно, даже не окупает расходы на энергоносители. Кстати, в целях экономии инженерам пришлось «переосмыслить» и оптимизировать расходы. Поэтому часть работ переложили на плечи людей – чтобы и кадры сохранить, и сэкономить на электроэнергии.

Дабы конвейер не остановился раз и навсегда, как говорит директор предприятия Николай Евдокименко, пришлось ужаться и ограничиться выпуском 25 авто в сутки.

Не Ланосом единым

Сейчас именно Сенс и Ланос помогают ЗАЗу выжить. И речь не только об украинском рынке, но и о Египте, куда украинское предприятие экспортирует штамповку для Lanos и Aveo.

Руководство соглашается, что без «нового дыхания» некогда могучий автогигант ждет последний вздох. И у ЗАЗа есть решение проблемы – кроссовер и новая Славута.

В Запорожье готовы выпускать кроссовер ЗАЗ, коим может быть уже знакомый украинцам Chery Tiggo2. Снова Чери, снова «нашемарка»? К этому можно относиться по-разному, но не стоит забывать, что ЗАЗ является одним из малочисленных заводов полного цикла с высоким уровнем локализации. То есть, большинство деталей и компонентов делаются в Украине и украинцами.

А это рабочие места, экономика области и т.д. Что касается Славуты, многие наверняка помнят, как в 2016-м году Slavuta Nova, созданная на базе концептуального Chery Riich G2, наделала на удивление много шума и вызвала бурные обсуждения в Сети. Это значит, что народ всё же ждет и верит, что АвтоЗАЗ наконец-то выпустит нечто новое и доступное. А главное – своё…

На заводе говорят, что и рады бы наладить выпуск новой модели. Утверждают, что идеи есть и техническая возможность есть. Чего не хватает? Инвестиций, экономической политики государства, ориентированной на развитие отрасли, или, хотя бы, определения приоритетов со стороны правительства. Ведь когда-когда, а именно сейчас ЗАЗу трудно конкурировать с нерастаможенными авто из Европы и, будем откровенны, с новыми бюджетниками узбекского Равона.

«Так пусть сделают свои авто дешевле», – скажете вы. Да, наверное, это могло бы помочь выбраться из «финансовой ямы», но печально известные события на Донбассе привели к тому, что иностранные инвесторы не только бояться вкладывать средства, а и остерегаются даже визитов на завод, объясняя это близостью линии фронта, до которой всего 200 км.

Более того – с недавних пор ЗАЗ покупает металл в… Словакии. Парадокс: одна из мощнейших стран на рынке металлургии покупает металл за границей. Зачем? В Украине не производят металл, пригодный для кузовов авто. Ранее же Запорожский автозавод закупал его в России, но по понятным причинам сменил поставщика, и теперь расплачивается за этот товар валютой. А это, конечно, отражается на себестоимости машин.

Закрыть и забыть?

Чего греха таить – многие украинцы считают, что ЗАЗ надо закрыть и забыть о нем. Судя по бездействию правительства, государственные мужи солидарны с народом. Конечно, это вариант, ведь общественное мнение гласит, мол, лучше взять б/у иномарку, чем новый ЗАЗ. Но если рассуждать так и далее, всё может закончиться тем, что в Украине останутся только торгово-развлекательные центры, а некогда мощнейшие предприятия переделают в пабы и лофт-пространства для фрилансеров. Не исключаю, что это будет даже более прибыльным, но вот правильным ли?

Несмотря на тяжелую ситуацию, топ-менеджеры ЗАЗа говорят, что не ждут финпомощи и преференций, а просто хотят получить от государства четкую позицию по вектору развития страны на обозримое будущее, что может помочь потенциальным инвесторам понять «правила игры» и, возможно, привлечет их внимание. Тем более, что с нуля ничего создавать не нужно, так как есть огромный потенциал.

То есть, если Украина определяет себя аграрной страной – завод переквалифицируют на выпуск сельхозтехники. Если авиационной – это тоже решаемо. Украинцев хотят пересадить на электромобили – и это возможно. Но пока что руководство Запорожского автозавода и его персонал, как и мы с вами, пребывают в состоянии «ежик в тумане», а само предприятие пусть и пытается просветить туманное будущее своими «противотуманками», но видимость все равно почти на нуле…

Подписывайтесь на наши ленты в Facebook, Viber, Telegram и Messenger: все самые важные автомобильные события в одном месте.





  • Валера Мишин

    Амінь.

  • Василий Сантадок

    Дочитал до слов – “В Украине же отношение государства к автомобилестроительной отрасли, мягко говоря, равнодушное…”, и подумал – издохните!!! Благодаря “мягко говоря, равнодушному” отношению государства, мы много лет платим за нормальные авто из-за бугра в 2 раза больше их стоимости, а вы, безрукие недобитки, так ничего изобрести или произвести не смогли. Соглашусь с нижним комментом – АМИНЬ

  • Trinn

    Так само и со страной. Тоже туманное будущее.
    А ЗАЗ-у надо сконцентрироваться на экпсорте. Ну и может пнуть знакомых депутатов чтобы разработали законопроэкт про упрощение експортноориентриованного (только так) автомобилестроения. Во первых потому что у ЗАЗ-а очень плохой имидж среди украинцев. Во вторых рынок новых авто эконом-класса, у нас ушел совсем в минус (как раз через импортные авто).

  • SoratnikUAKharkov

    Блиа.. лин, кто блин вектор развития страны указал Генри Форду, кто сейчас немецкому автопрому рассказывает про будущее экономики Германии?! Берите блин и делайте, сколько можно этих оправданий? Да хорошо жилось когда пошлины заградительные выставляли для завоза новых авто в Украину, а сами клепали эти сенсы, и по цене новой субару ипреза продавали, супер просто. А как по чеснаку работать, так плачут, вектор им укажите… бездари блин.

  • Trinn

    И да, не факт, что автопром Украине нужен (лучше субсидировать разработку софта). Автор статьи прав.

  • Alexandr Syty

    Взагалі хочеться щоб нарешті навчилися щось виробляти своє, конкурентоспроможна, а то “штампуємо ці ланоси і сенси” і навіть не проводиться модернізація, удосконалення, розробка нового дизайну, якісних двигунів і так далі. Одним словом ДІСТАЛО. Краще обрати 10 річну іномарку чим новий Ланос, Сенс, Віду чи Форза. Навчіться нарешті щось робити!!!!!!!

  • Trinn

    покупка пары сотен авто гос-вом не спасет ЗАЗ. Тут стратегически надо думать.
    1. Завод не имеет доступа к современным технологиям (авто-концерны в мире можно пересчитать на двух руках, кроме китайцев – но китайцы ложат болт на интелектуальную собственность. И у них 1 млрд населения. Им хватит и внутреннего рынка для выживания и развития). Единственный вариант – как и в Узбекистане, более плотный альянс GM.
    2. У завода нет доступа к большому рынку (Как РФ для Узбекистана и Белоруси, ЕС надо завоевывать иннвационными технологиями – и электроавтобусы вполне вариант)
    3. У завода нет доступа к громадным инвестициям (которые нужны для производства). Ну и близость зоны боевых действий.
    4. Внутренний рынок не может обеспечить развитие завода
    5. Имидж завода среди украинцев через граммотную пиаркомпанию евробляхеров (молодцы держатели рынков Литвы) – очень низкий.

  • Freshne$$

    ну поставит государство двойную пошлину на иномарки, неужели люди побегут покупать ланосы?! только хронический идиот может верить в “волшебную таблетку” для укр автобизнеса в виде громадных поборов на границе. выпускайте недорогие, современные и надежные машины – люди сами к вам выстроятся в очередь.