Дефицит автомобилей будет!
Уже несколько месяцев купить в автосалоне новый автомобиль ценой $10–25 тысяч проблематично: на некоторые машины существует дефицит! Свой заказ покупателям приходится ждать несколько месяцев. Чтобы разобраться в причинах дефицита и узнать, когда автомобили появятся в свободной продаже, «Автоцентр» организовал «круглый стол», пригласив крупнейших украинских автодистрибьюторов.
Уже несколько месяцев купить в автосалоне новый автомобиль ценой $10–25 тысяч проблематично: на некоторые машины существует дефицит! Свой заказ покупателям приходится ждать несколько месяцев. Чтобы разобраться в причинах дефицита и узнать, когда автомобили появятся в свободной продаже, «Автоцентр» организовал «круглый стол», пригласив крупнейших украинских автодистрибьюторов. |
Никто из собравшихся не стал отрицать, что проблема нехватки машин в отечественных автосалонах существует. Генеральный директор компании «Интеркар Украина» Александр Рябухин (импортер Volkswagen) признал, что под определением «дефицит» у них сегодня находятся почти все модели, за исключением Touran. На этой неделе компания поставляет пятитысячный автомобиль из 6,5 тысячи, запланированных на 2006 год. Импортер оценивает дефицит машин Volkswagen в 3000 экземпляров, но такое количество он обещает поставить до конца 2006 года.
Специалист по рекламе и PR «Тойота Украина» Евгений Духович рассказал, что если сегодня заказать модели RAV4 или Camry, то покупатель их увидит в конце ноября. Зато по наиболее массовым Corolla и Avensis проблем нет – выбор на складе большой.
Почему машин не хватает?
Главной причиной недостачи автомобилей была названа недооценка дистрибьюторами роста объемов рынка. Компания «Интеркар Украина» на 2006 год прогнозировала 15-процентный рост, а он был намного существеннее. Большинство присутствующих полагали, что объем рынка новых автомобилей в Украине в 2006 году составит около 350 тысяч, а на самом деле он прогнозируется на 20 тысяч больше. Для иномарок это существенный прирост.
Кроме того, сказались и субъективные факторы – например, на испанском заводе Volkswagen была забастовка, поэтому график производства изменился.
Откуда деньги?
«Потенциал украинского авторынка огромен, – считает руководитель отдела маркетинга и рекламы компании «УкрАвтоВАЗ» Олег Махно. – В Восточной Европе на каждую тысячу жителей приходится 323 автомобиля, в Западной Европе – 510, а в США – 745. В Украине этот показатель пока составляет 130 автомобилей. Поэтому рынок растет так стремительно и скоро сравняется с европейским». Возникает закономерный вопрос: откуда у населения деньги, чтобы покупать такое количество автомобилей? Александр Рябухин привел пример: для оценки рынка в разных странах международный холдинг «Атлант-М» изучал потребительский потенциал нескольких стран – России, Украины и Беларуси, сравнивая их с США. Проанализировав валовый национальный продукт на душу населения и стоимость недвижимости, они пришли к выводу, что в России и Украине должен быть намного меньший рынок автомобилей. Отсюда вывод: в этих странах очень высок скрытый уровень доходов населения. Плюс значительно улучшились условия кредитования в банках.
План и корректировка
Почему же автоимпортеры и производители не могут в кратчайшие сроки ликвидировать дефицит? Александр Подолянко, руководитель департамента планирования и маркетинга корпорации «УкрАвто», выразил точку зрения производственников: «При резком повышении спроса завод не может «из ниоткуда» взять комплектующие и поставить на конвейер. Сегодняшний дефицит мы можем восполнить не ранее чем через полгода. Но за такой период в нашей стране многое меняется».
Оказывается, у западных концернов планирование заказов на автомобили – также процесс довольно длительный. Например, в концерне Volkswagen планы по продажам импортеры сообщают производителю на три года вперед. В последующем возможны корректировки заказов, но небольшие. Евгений Духович привел пример, что уже в начале продаж новой RAV4 на нее поступило столько заказов, сколько было запланировано реализовать до конца года – 750 штук. Видя такой спрос, импортер попробовал увеличить заказ, но дополнительно ему удалось получить только 50 машин.
«Планирование производства в компании Renault по автомобилям Renault и Dacia Logan гибкое – у нас есть возможность каждый месяц корректировать прогнозы и на 3 месяца, и на весь следующий год, – говорит коммерческий директор «Рено Украина» Ирина Гон. – Но резко увеличить производство ближайшего месяца, к примеру в два раза мы не можем».
Дистрибьюторы утверждают, что заработок на одном автомобиле у дилеров и импортеров небольшой, поэтому, если продавцы закажут большее количество машин, чем они смогут продать, им придется распродавать склады себе в убыток. У менеджеров, планирующих продажи на следующий период, очень большая ответственность перед собственной компанией, в том числе финансовая.
Нестабильный, но интересный
Следует учитывать и тот факт, что несколько лет назад украинский авторынок был небольшим – операторы реализовывали сотни штук или несколько тысяч автомобилей в год. В то время «закрыть» дефицит не составляло труда: можно было безболезненно «отщипнуть» от какого-то крупного европейского рынка пару десятков машин, и тамошний потребитель этого бы не заметил. Сегодня в Украине продаются десятки тысяч моделей одной марки. И для ликвидации дефицита могут потребоваться тысячи машин. Такое количество «лишних» машин Европе найти уже сложно. Авторынок Старого Света очень стабильный, там несложно планировать на три года вперед. В Европе есть понятие «семейный рынок», так как там очень сильны традиции. «Украинский рынок интереснее любого другого, потому что такой непредсказуемости нет нигде, даже в России. С другой стороны, это негативно сказывается на планировании и реализации планов, очень высоки риски, – говорит Максим Рабинович, директор по продажам и маркетингу концерна «НИКО». – В Украине рынок пока не сформирован, поэтому покупатель выбирает ту марку, которая в данный момент ему понравилась или которая предлагает более выгодные условия».
Украина – важный рынок
Еще три года назад некоторым украинским импортерам откровенно говорили, что Украина – менее важный для производителя рынок, чем, скажем, Германия. И даже два десятка автомобилей им было важнее продать в Германии. Сейчас ситуация изменилась, и многие отечественные импортеры убедили руководство автоконцернов в том, что Украина – важный и перспективный рынок.
Но заказать большое количество автомобилей у производителей – половина дела. Чтобы украинские потребители купили машины, их нужно оплатить, привезти, растаможить, обучить дилеров, чтобы они могли правильно донести информацию покупателю. Очень важное место в работе импортера занимает логистика. «Сегодня счет реализуемых нами автомобилей идет на десятки тысяч единиц, – продолжает Максим Рабинович. – Чтобы довезти их потребителю в срок, мы закупили более 70 собственных автовозов. Кроме этого, мы доставляем автомобили из Европы паромом, что также сокращает срок доставки».
Под заказ или «надо подмазать»?
В Европе тоже существует период ожидания на некоторые модели – новинки, которые давно ждут потребители. Особенно это касается автомобилей премиум-класса – в основном их делают под заказ. В то же время массовые модели обычно производятся в стандартных комплектациях для продажи со склада. Например, 98% VW Polo в Украине продается в стандартных комплектациях, а 60% покупателей VW Touareg заказывают их в индивидуальном исполнении. Срок ожидания машины под заказ в развитых странах составляет 3–6 месяцев, а на эксклюзивные модели может существовать и большая очередь.
| |
Впрочем, в Украине ситуация пока значительно отличается от европейской. В Старом Свете дефицитную машину надо ждать, иначе ее не получишь. В нашей стране всегда есть варианты: либо купить ее у серого дилера, либо дать взятку продавцу официального дилера, и он посодействует более быстрым срокам поставки. Такое заявление журналистов «АЦ» вызвало заметное оживление среди участников «круглого стола». Представитель Volkswagen заявил, что вопрос с серыми поставками они закрыли благодаря системному подходу еще четыре года назад. В то же время у некоторых японских брендов проблема существует. Кроме того, даже несмотря на современные компьютерные программы, продавец в автосалоне может обходить общие условия поставки и за деньги предлагать клиентам получить машину быстрее. Чтобы это исключить, фирма-продавец должна разработать четкий бизнес-процесс работы компании, который включает компьютерные программы и действенную мотивацию для сотрудников работать честно. Впрочем, превышают свои полномочия не только украинские продавцы. Иначе как объяснить тот факт, что автомобили, которые производитель запрещает продавать в Украине, в нашей стране все-таки появляются? Это результат нечестной работы зарубежных продавцов. Многие участники «круглого стола» уверены, что злоупотребления на украинском рынке уже в прошлом. «Это не базар, а более-менее цивилизованный автомобильный рынок. Возможно, пока еще не все мировые бренды уделяют нам достаточно внимания, но внутренняя конкуренция довольно высока. Сегодня если потребитель столкнется с коррупцией, он либо воспользуется «горячей линией» дистрибьютора, либо развернется и уйдет к продавцу другой марки.
Цены вырастут, дефицит останется?
Участники «круглого стола» рассмотрели и тему возможного повышения цен. Ведь по законам рыночной экономики, если на товар существует спрос, то на него повышается цена. Но импортеры постарались в этом разуверить журналистов «АЦ». «Сегодня дефицит автомобилей достаточно условный и временный, поэтому в нынешней ситуации повышения цен быть не должно», – утверждает Ирина Гон. «Спекулятивного повышения цен, связанного с дефицитом, не будет, – также уверена Елена Букреева, начальник отдела продаж «УкрАвтоЗАЗ-Сервис». – По крайней мере, до конца 2006 года наша компания не намерена пересматривать цены». Но в дальнейшем инфляционное подорожание неизбежно – например, уже в следующем году модернизированные и новые модели будут стоить дороже, чем нынешние автомобили. «Это закономерный процесс, который происходит во всем мире, – более технологичные машины стоят дороже. К тому же потребитель сегодня готов платить более высокую цену за автомобили, которые обладают лучшими потребительскими свойствами», – поддерживает ее Александр Подолянко.
Но все-таки уверить нас в том, что в дальнейшем дефицита автомобилей в Украине не будет, дистрибьюторы не смогли. Например, для компании Toyota очень значимым является европейский рынок, и выделить много автомобилей для Украины при высоком спросе в Старом Свете они не могут. Впрочем, с 2007 года в США начнется производство модели RAV4, а с 2008-го – в России Camry для местных рынков. И часть собираемых в Японии для этих стран машин будет отправлена в Украину.
«АвтоВАЗ» запускает новые модели (Lada 1119, Priora), но увеличение серийного выпуска автомобилей на заводе сдерживается нехваткой двигателей. Один из выходов – строительство нового механосборочного завода. Импортер Mitsubishi заказал еще большее количество автомобилей, чем на 2006 год, и даже собирается снижать цены на некоторые модели, но спрос пока превышает предложение. На наш вопрос, неужели лучше лишний раз перестраховаться и заказать меньше машин, Подолянко ответил: «К этому решению пришли практически все импортеры и производители».
|
|
|
|
|
|