X

Движение вспять

Стратегия развития автосервиса – несуществующее понятие в нашем государстве. Поэтому весь прогресс, который заметен в сфере продаж автомобилей, сходит на нет, если посмотреть на ситуацию в автосервисе.

Стратегия развития автосервиса – несуществующее понятие в нашем государстве. Поэтому весь прогресс, который заметен в сфере продаж автомобилей, сходит на нет, если посмотреть на ситуацию в автосервисе.

Стратегия развития автосервиса – несуществующее понятие в нашем государстве. Поэтому весь прогресс, который заметен в сфере продаж автомобилей, сходит на нет, если посмотреть на ситуацию в автосервисе.

Отечественный авторынок развивается в направлении максимизации прибыли и реализации приватных или корпоративных бизнес-интересов. Негативные последствия ажиотажного, неуправляемого прироста автопарка в Украине уже сказываются не только в экономической, но и в социальной сфере: пробки на дорогах, нехватка автосервиса, снижение качества обслуживания. В итоге при развитии автомобилизации налицо движение вспять.

Продажи автомобилей следует ограничить способностью дистрибьютора обеспечить гарантийное и послегарантийное обслуживание и ремонт.

Олег Марков
Доцент транспортного университета

Дефицит мощностей

Динамика прироста автопарка впечатляет: в 2002 г. – продано 108 тысяч новых легковых автомобилей на сумму $931,2 млн., в 2007 г. – 540 тысяч на 8,1 миллиарда долларов. За 6 лет объем продаж составил 1693563 ТС общей стоимостью $21,5 миллиарда! По градостроительным нормам, необходим 1 пост автосервиса на 200 автомобилей (автоимпортеры считают, что на 100–500), а 1 СТО – на 1000 машин. Для указанных темпов роста автопарка прирост мощностей должен составлять 8468 постов или 1600 СТО, а по технологическим нормам – все 2000 новых СТО. А что же у нас? К 2002 году в Украине, по разным оценкам, насчитывалось 6000–8000 СТО. Сегодня их должно быть 10000–11000. Но в крупных городах, где наблюдается наиболее интенсивный прирост автопарка, мощности сервиса практически не увеличиваются. Ведь цена земли настолько высока, что располагать на ней торговые площади для продажи автомобилей намного выгодней, чем их обслуживание. Постоянное увеличение количества продаж приводит к росту дефицита мощностей автосервиса. И такая тенденция сохранится до тех пор, пока не изменится объективная ситуация на рынке: рентабельность продаж автомобилей должна стать ниже, чем сервиса и продажи запасных частей.

Качество снижается

Итак, подзабытый нами дефицит вновь становится хозяином рынка. Он определяет правила игры. Станции, которые продают автомобили, не выполняют никаких работ, кроме регламентных ТО и гарантийных ремонтов. При этом клиенту всегда нелегко доказать гарантийный случай. Регламентные ТО – сверхрентабельный вид работ. Ведь частенько из всего перечня операций, предусмотренных в сервисном меню, выполняется только замена масла и фильтра, хотя клиент оплачивает все работы и материалы. Мой собственный анализ регламентных ТО показывает, что нормы времени при этом завышаются на 200–300%. Слесарь за смену производит 7-8 ТО трудоемкостью по 4-5 нормо-часов, т. е. вырабатывает 28–40 нормо-часов. А это уже очевидные приписки. Качество ремонта в таких условиях не обеспечивается, причем не только при выполнении ТО. Работники сервиса заражаются синдромом наплевательского отношения к клиенту и его автомобилю. Главное – взять с заказчика побольше денег, но делать при этом что-то необязательно. Поступать против этого правила просто неприлично. Клич «снимайте деньги» стал знамением времени.

То же касается и запасных частей. Владелец автомобиля, пожелавший купить диски колес при замене зимней резины на летнюю, столкнулся с ситуацией, когда из 31 проверенного на осевое биение диска только 3 оказались в пределах допусков с возможностью устранения дисбаланса, остальные – просто непригодны для эксплуатации. Ручаюсь, все они успешно «сплавлены» доверчивым неосведомленным клиентам как качественные, с хорошей наценкой. И если из-за таких дисков разбило подшипники или вышли из строя ШРУСы, то приехавший на гарантийный ремонт клиент выслушает замечания по поводу нарушения правил эксплуатации автомобиля, а отнюдь не извинения работников, которые сами же и установили некачественные детали и должны нести ответственность за возникшую неисправность. Это элементарный обман и некомпетентность, которые, к сожалению, сегодня культивируются как метод максимизации прибыли.

А где государство?

Кому же решать эту проблему? Понятно, что не дистрибьютору или представителю завода – они заинтересованные лица. На страже интересов граждан, в том числе и автомобилистов, должны стоять государственные органы, призванные регулировать рынок в законодательном порядке. Необходимо поставить продавца автомобилей в рамки нормативных требований: хочешь продавать автомобили – обеспечь сервис, гарантию и запчасти по законодательно установленным нормам. Чем дольше так будет продолжаться, тем сложнее и дороже обойдется искоренение недостатков, потребность в котором сегодня очевидна. По крайней мере, нынешнее поколение специалистов возрастом 20–30 лет в условиях реальной конкуренции, которая обязательно возникнет, работать не сможет и окажется невостребованным, как в свое время произошло с работниками советской торговли, «стоявшей» на дефиците.