X

Двойной праздник

Бориспольский автозавод





1 октября Бориспольский автозавод отметил годовщину
выпуска первого серийного автобуса малого класса А-079 «Эталон». Торжество
было двойным, так как совпало с вручением покупателю ключей от 200-й
по счету реализованной машины.

ЗАО «Бориспольский автозавод»
(пгт Пролиски Киевской обл.), входящее в группу компаний «Эталон Авто»,
было основано летом прошлого года на базе предприятия «УкрВолга-Техсервис».
Опытный образец будущего автобуса малого класса показали на Киевском международном
автосалоне SIA’2002, где машина вызвала большой интерес у посетителей
и потенциальных покупателей. В июле был сформирован коллектив научно-технического
центра под руководством главного конструктора Станислава Войткива. Он-то
и занялся доработкой новинки и подготовкой ее к производству. Трудно поверить,
но уже 1 октября 2002 года из ворот завода вышел первый серийный автобус
малого класса А-079 «Эталон». Вскоре он прошел сертификацию, и 28 декабря
первая машина была отгружена покупателю.

Быстрое развитие

При разработке «Эталона» была поставлена цель – создать удобный для пассажиров
и дешевый в эксплуатации городской автобус малого класса. Конструкторам
«БАЗа», похоже, удалось ее достичь. У модели А-079 «Эталон» просторный
оригинальный кузов собственной разработки, в котором могут разместиться
до 50 пассажиров. Изготовление трубчатого каркаса, сварка, окраска и окончательная
сборка – все операции осуществляются рабочими Бориспольского автозавода.
В основе машины шасси индийской фирмы Tata Motors, которое приходит на
предприятие в разобранном виде. Все автобусы комплектуются 6-цилиндровым
турбодизелем Tata 697 мощностью 130 л. с., который является лицензионным
продуктом Mercedes-Benz.

В кратчайшие сроки были спроектированы и поставлены на производство
различные модификации автобусов, начиная с пригородного и туристического
вариантов и заканчивая школьным. В последнем случае машина разрабатывалась
в рамках принятой Кабмином в январе этого года программы «Школьный автобус».
На сегодняшний день учебным заведениям уже поставлено порядка 40 машин.

Производимые сегодня автобусы А-079 «Эталон» отличаются от машин первых
выпусков. В конструкцию внесли изменения, необходимость в которых была
доказана в ходе многомесячной эксплуатации на наших дорогах. Так, например,
шаровые пальцы рулевого управления получили систему смазки, разработанную
на самом заводе. Кроме того, «БАЗ» начал усиливать переднюю рессорную
подвеску колес; в свою очередь, компания Tata Motors уже поставляет шасси
с более крепкой рессорной подвеской. Было внесено и немало других изменений.

Работа на перспективу

Однако Бориспольский автозавод не остановился на достигнутом. Совсем
недавно прошел сертификацию новый городской автобус на базе «Газели».
БАЗ-2215 «Дельфин» – так называется машина – отличается просторным кузовом
на 14 мест и имеет широкие двери для входа и выхода пассажиров. От российской
модели взяты кабина, рама, подвеска колес. Мотор может устанавливаться
как «родной» ЗМЗ, так и импортный – например, польский дизель Andoria.
Пока изготовлено 15 машин, но до конца года планируется собрать еще 40.

Здесь самое время сказать, что «БАЗ» активно работает над расширением
своих производственных мощностей. В частности, поставлена задача наладить
сборку автобусов на других предприятиях страны. Первым из них стал открытый
в конце сентября Черниговский автозавод. Созданный на базе известного
предприятия «Черниговавтодеталь», он будет выпускать бориспольские «Дельфины».
Пока полноценно функционируют два цеха – кузовной и сборочный. Покрасочный
цех достраивается, уже закуплено современное оборудование. С января 2004
года предприятие выйдет на проектную мощность 50 машин в месяц. Кроме
того, планируется построить подобный завод в одном из западных регионов
Украины.

Сегодня на «БАЗе» разработано целое семейство заднемоторных автобусов
малого класса, не имеющих аналогов в Европе («КА» №8,2003). Две низкопольные
машины, получившие имя «Пролисок», предназначены для города. Третья, «Эдельвейс»
– компактная туристическая модель с комфортабельным салоном и большими
вещевыми отсеками.

 МНЕНИЕ  

Господин
Шанкар
Ответственный за коммерческие транспортные средства
компании Tata Motors

Наше сотрудничество с Бориспольским автозаводом началось
с производства городских автобусов. Теперь планируем
собирать междугородные и туристические машины, для чего
из Индии готовы поставлять соответствующие шасси. Это
то, что касается пассажирского транспорта. Кроме того,
в планах – организация сборки легких грузовиков и пикапов
Tata, которые будем продавать не только в Украине, но
и в близлежащие страны.

Многие автомобильные компании Украины, убедившись
в успехе сотрудничества Tata Motors и «БАЗа» в области
автобусостроения, обратились к нам с предложениями организовать
сборку другой продукции Tata Motors – легковых автомобилей,
пикапов и внедорожников. Сейчас мы эти заявки прорабатываем.

Что касается сотрудничества других департаментов корпорации
Tata с Украиной, то здесь надо упомянуть компанию Tata-Steel,
покупающую у вас сталь. Другое подразделение – Tata
Consulting Services – один из самых больших производителей
программного обеспечения в Азии – заинтересовалось украинским
рынком, начав предлагать здесь свою продукцию. Кроме
того, есть множество других проектов. Сотрудничество
развивается.

 МНЕНИЕ  

Владимир Бутко
Председатель Совета директоров корпорации «Эталон»,
председатель наблюдательного совета ЗАО «Бориспольский
автозавод»

Как
свидетельствует статистика, сегодня в Украине из почти
140 тыс. автобусов четвертую часть составляют машины
малого класса. Очень многие из них отслужили свое и
не отвечают не только европейским, но и отечественным
требованиям по безопасности и токсичности. Для нормального
функционирования пассажирских перевозок украинский автопарк
ежегодно должен пополняться новыми машинами данного
класса примерно на 4 – 4,5 тыс. единиц.

До конца года мы планируем провести сертификацию низкопольного
городского автобуса «Пролисок», чтобы с начала года
запустить его в серийное производство. Предполагаемый
объем выпуска – до 20 машин в месяц.

Большие надежды мы связываем и с новым городским автобусом
БАЗ-2215 «Дельфин». Машины уже прошли сертификацию.
На октябрь намечено изготовление 15 таких машин, до
конца года – еще 40. План на 2004 год предусматривает
производство 50 автобусов ежемесячно.

Хочу сказать, что своими силами развивать автобусостроительное
предприятие очень сложно. Нужна государственная поддержка.

Юрий Гоголев
Фото Андрея Яцуляка