Эксперты ожидают дальнейшего падения авторынка России

По итогам 2013 года в России будет продано 2,6 млн. новых легковых автомобилей, что на 6% меньше, чем в прошлом году.

Предварительные итоги уходящего года подвели аналитики агентства «Автостат», которые отмечают, что на фоне снижающегося рынка положительную динамику показывали «премиум-сегмент», SUV и китайские бренды.

По словам экспертов, премиум-бренды традиционно не зависят от поведения рынка. Поступательный рост объемов демонстрировали Mercedes-Benz, BMW, Audi, Land Rover, Jaguar, Jeep. Сохранили объемы продаж на уровне прошлого года Lexus и Porsche. Премиум растет быстрее еще и потому, что срок владения автомобилем составляет порядка 3 лет, что значительно меньше, чем в целом по парку.

Доля SUV на российском рынке уже превысила 35% – в основном за счет компактных кроссоверов и, в том числе, так называемых псевдокроссоверов. Хитом года стал Renault Duster, который по большому счету остается вне конкуренции – за 2013 год продажи кроссовера должны составить порядка 84 тысяч штук. Среди других моделей, популярных у россиян, можно назвать Toyota RAV4, продажи которой росли благодаря выходу на рынок обновленной модели, и Nissan Qashqai, который смог удержать прошлогодние объемы продаж.

Китайские бренды, общая доля которых в настоящее время на рынке России составляет свыше 3%, будут увеличивать свою долю на 1,5-2% в год. Как правило, китайские бренды пытаются навязать конкуренцию в сегменте недорогих иномарок и кроссоверов. Цена остается основным аргументом, но также постепенно растет и качество, улучшается дизайн и прочие характеристики автомобилей. По динамике роста лидируют Geely, Great Wall, Lifan.

У «АвтоВАЗа» по итогам года – падение существенно ниже российского авторынка. Причин несколько: во-первых, у него самая большая доля на рынке и ее сложнее удержать; во-вторых, цены пошли вверх за счет прекращения выпуска дешевых автомобилей и ввода более дорогих комплектаций. Конкурентами Lada сегодня являются не только китайские марки и бюджетные новые иномарки, но и подержанные иномарки. Кроме того, владельцы Lada реже меняют автомобиль – средний срок владения автомобилем превышает 5 лет. У тех, кто купил машины при выходе из кризиса в 2010-11 году, еще не пришла потребность в замене.

Между тем, средняя цена на новый легковой автомобиль в России выросла на 6% к прошлому году и достигла 900 тысяч рублей (226,5 тысяч грн). Это происходит вследствие того, что идет смещение в более дорогой диапазон. Сегодня 25-35 тысяч долларов – это средняя цена. Дешевые машины снимаются с производства, в то же время люди стараются пересаживаться на более комфортабельные, а, значит и более дорогие модели. Кроме того, в «премиум»-сегменте бренды расширяют свои линейки в сторону понижения цены, начав выпускать более доступные варианты комплектаций, за счет этого переманивают покупателей из сегментов С и D.

В будущем году продолжатся тенденции 2013 года – это рост продаж SUV и китайских брендов. Премиальные бренды также будут продолжать наращивать объемы. Доля Lada на рынке будет плавно снижаться, чему будет способствовать начало производства японской модели Datsun на «АвтоВАЗе». Конкуренция среди дилеров будет усиливаться, особенно в сегменте бюджетных автомобилей. Аналитики «Автостата» считают, что падение рынка продолжится и по отношению к нынешнему году составит 5%.

Подписывайтесь на наши ленты в Facebook, Viber, Telegram и Messenger: все самые важные автомобильные события в одном месте.