X

Если платить за дороги больше, они станут лучше?

Повысить сбор с автомобилистов за пользование дорогами в четыре раза - таков рецепт экс-министра транспорта Иосифа Винского в вопросах повышения качества украинских дорог.

По мнению Винского, сегодня в сравнении с Германией, чьи автомобильные дороги часто приводят как образец качества, в Украине водители за пользование дорогами платят в четыре раза меньше. «Так не бывает – если есть деньги на Mercedes, которые стоят $150 тысяч, то должны быть и деньги на содержание дороги, по которой этот Mercedes ездит», – цитируют бывшего министра «Аргументы и Факты. Украина».

Чтобы было понятнее, о чем говорит чиновник, предлагаем немного цифр. В прошлом году по данным министерства энергетики и угольной промышленности Украины, в стране было потреблено 4,197 миллиона тонн бензина. Если перевести в литры, то выйдет порядка 5456 миллионов. При этом с каждого литра проданного бензина, как нам рассказали в «Консалтинговой группе А-95», на ремонт и обслуживание дорог уходит 2 гривны 40 копеек, то есть за год в общей сложности автомобилисты собрали на дороги примерно 13,3 миллиарда гривен. По линии потребления дизельного топлива — а это 6 миллионов тонн за 2012 год, или 7398 миллионов литров, с каждого из которых было уплачено «на дороги» по 50 копеек – в бюджет поступило еще примерно 3,7 миллиарда гривен. Итого выходит 17 миллиардов гривен (правда, это с НДС).

Но беда вся в том, что, во-первых, из этой суммы по целевому назначению – то есть именно на ремонт и содержание дорог – используется только 15%. А во-вторых, по оценкам дорожников, на капитальный ремонт всех требующих того дорог страны нужно 450 миллиардов гривен. А потому, судя по всему, от предложения бывшего министра, даже если его воплотить в жизнь, толку будет маловато – платить водители будут, как в Германии, а ездить будут все по тем же убитым дорогам, так как денег на ремонт все равно не хватит. Тут, как говорил классик, «в консерватории нужно что-то поправить»…