X

Европейский авторынок рынок все-таки упал

По итогам прошлого года в Европе было продано свыше 14 млн. автомобилей, но это все равно на 1,6% меньше, чем в 2008-м.

В минувший 2009-й год автоиндустрия вступила отмеченная печатью кризиса. В 2008-м продажи упали на рекордные за 15 лет 7,8% и продолжали катиться по наклонной. Автопроизводители трубили тревогу, готовясь к худшему. Тогда на призывы откликнулась Германия, для которой автомобильный сектор традиционно является одним из ключевых в экономике. Правительство страны рассудило, что самое время вмешаться государству и предложило свою программу поддержки авторынка.

Стимулировать спрос было решено традиционным способом – деньгами. За покупку нового, более современного и экологичного автомобиля государство готово было выделить из госбюджета деньги на утилизацию старого. Таким образом, власть имущие убивали сразу двух зайцев: удерживали авторынок от полного обвала и получали возможность обновить национальный автопарк. Эффект не заставил себя долго ждать. Уже феврале ведущий авторынок Европы вырос более чем на 20%.

Немецкому примеру последовали Франция, Италия, а со временем и другие страны. Так что уже в мае падение автопродаж в Европе снизилось до 4,9%, а в июне рынок демонстрировал 2-процентный рост. К декабрю продажи вышли на отметку в +26,6%. Это был наивысший показатель минувшего года. К концу 12-го месяца уровень роста составил только 16%.

В итоге американские горки европейских автопродаж завершились отрицательным результатом. По итогам минувшего года в Европейском Союзе было зарегистрировано 14116052 новых автомобилей, что на 1,6% меньше, чем в 2008-м.

Впрочем, без активного вмешательства со стороны властей проседание рынка было бы куда более ощутимым. Хотя даже с их помощью в плюс удалось выйти не всем. Так, в Италии, где программа стимуляции действует и сегодня, за 12 месяцев прошлого года было продано 2158010 машин, что на 0,2% меньше, чем годом ранее.

Не удалось это и у Великобритании и Испании, поскольку государственные программы были внедрены здесь с опозданием. В итоге на туманном Альбионе рынок сократился на 6,4% (1994999 автомобилей), а в Испании аж на 17,9% (952772 автомобилей).           

В авангарде Европы в очередной раз оказалась Германия, где продажи превысили отметку в 3,8 миллиона автомобилей, что на 23,2% больше, чем в 2008-м. Однако открывать шампанское в Берлине пока не спешат. Еще в сентябре в стране закончились деньги, выделенные в помощь авторынку, но вплоть до декабря он демонстрировал рост. Однако в последнем месяце наметилось падение на уровне 4,6%.

Второе место в ЕС как по объемам, так и по темпам роста продаж занимает Франция. Здесь было продано 2268671 автомобиль (+10,7%). При этом французский рынок все еще на подъеме, а в декабре он подскочил 48%. Однако продлится это, судя по всему не долго, потому как и здесь действие программы вскоре подойдет к концу.

Нельзя обойти стороной тот факт, что кризис обозначил яркий контраст между рынками Восточной и Западной Европы. Среди стран – новых членов ЕС положительная динамика в течение года прослеживалась только в Чехии, Словакии и Польше. Эти же страны и закончили 2009-й год в плюсе: 12,5%, +6,7 и +0,1% соответственно. В остальных же странах рынок упал на 50-60%, а в Эстонии рухнул на 80%.

Минувший год был одним из самых сложных в истории автомобильной индустрии. Однако, несмотря на все трудности, европейцы все же смогли удержать падение рынка и в итоге отделались «малой кровью». В конце концов, спад чуть более чем в полтора процента это вполне приемлемая цифра. В особенности по сравнению с пятикратным падением, которое наблюдалось у нас. Новый год только-только начался и пока еще неизвестно, что он принесет. Вероятно, без поддержки государства рост авторынка Европы все же прекратится. Вопрос стоит только в том, насколько болезненным будет падение.