X

Где и какие машины собирают в Украине: Второе рождение автопрома

В минувшем году многие отечественные автопроизводители заявили о намерении стать настоящими крупными автосборочными предприятиями, способными выпускать мелкоузловым методом по нескольку десятков или даже тысяч автомобилей в год. Мелкие же сборщики с рынка уходят.

В минувшем году многие отечественные автопроизводители заявили о намерении стать настоящими крупными автосборочными предприятиями, способными выпускать мелкоузловым методом по нескольку десятков или даже тысяч автомобилей в год. Мелкие же сборщики с рынка уходят.

В минувшем году многие отечественные автопроизводители заявили о намерении стать настоящими крупными автосборочными предприятиями, способными выпускать мелкоузловым методом по нескольку десятков или даже тысяч автомобилей в год. Мелкие же сборщики с рынка уходят.

За всю историю автомобильной промышленности независимой Украины полноценным производством автомобилей занимались только на «ЗАЗе» и «ЛуАЗе» (там собирали «Таврии», «Славуты» и «Волынянки»). На остальных предприятиях, в том числе новых, собирали легковушки крупноузловым методом, используя готовые машинокомплекты, произведенные на других заводах. Впрочем, процветавшие в 2000 – 2001 годах сборочные производства постепенно закрывались. Так произошло с «КрымАвтоГАЗом», КАРЗами, авторемонтными заводами (последним о прекращении сборки ВАЗов недавно заявил херсонский «Анто-Рус»). До 2005 года «дожили» только четыре крупнейших предприятия («ЗАЗ» с филиалом в Ильичевске, «ЛуАЗ», «КрАСЗ», «Еврокар»), которые заявили о намерениях строить полноценные заводы со сварочным, покрасочным и сборочным конвейерами. Все они уже в 2004 году крупноузловым методом собирали по нескольку десятков тысяч автомобилей в год (по данным Госкомстата, в 2004 году в Украине в общей сложности было выпущено 178 тыс. единиц), и без углубления процесса производства дальнейшее их развитие стало невозможным. Чтобы начать строительство указанных мощностей, «КрАСЗ» и «ЛуАЗ» утвердили в 2004 году инвестиционные программы, предусматривающие пользование налоговыми льготами до 2008 года. «ЗАЗ» работает на таких условиях с 1998 года, а «Еврокар» имеет преференции благодаря своему расположению в свободной экономической зоне «Закарпатье». Льготы вместе с повышением пошлин на новые и подержанные легковушки, импортированные в Украину (приводящие к росту цен на ввезенные в страну машины), позволяют отечественным автозаводам наращивать объемы производства, увеличивать свою долю внутреннего рынка и рассчитывать на экспортные поставки (прежде всего – в Россию). Если все планы отечественных автопроизводителей сбудутся, через несколько лет в нашей стране будут работать четыре современных завода мощностью 50 – 300 тыс. автомобилей каждый.

 Заводов меньше, машин – больше

Четыре года назад в Украине работало больше сборочных заводов, чем сегодня. Так, в 2001 году на краснодонском «Автоагрегате» выпускали УАЗы, на КАРЗ-5 – «Москвичи», а «Волги», «Газели» и прочие ГАЗы собирали сразу на нескольких предприятиях – симферопольском «КрымАвтоГАЗе», киевском КАРЗ-1, «Черниговавтодетали» и «КременчугАвтоГАЗе» (ныне – «КрАСЗ»). Два года назад «ГАЗ» передал право эксклюзивного дистрибьютера корпорации «АИС», которая выпускает ГАЗы только на одном, собственном заводе – «КрАСЗе». Между тем, в 2001 году ВАЗы собирали только на «ЛуАЗе», а в 2004-м производством машин под этой маркой занимались четыре предприятия, причем «ЗАЗ» – мелкоузловым методом (чего в 2001 году не было). Таким образом, четыре года назад сборка легковых автомобилей в Украине осуществлялась на большем количестве заводов, но вместе они выпустили в пять раз меньше машин, чем в 2004-м (178000 ед.).

Сергей Матусяк