X

Голливудский стиль

Американские автомобили конца 50-х годов прошлого века до сих пор будоражат своим неимоверным дизайном с обилием плавников и хромированных деталей. Основателем и главным действующим лицом той автомобильной эпохи принято считать Харли Эрла.

Американские автомобили конца 50-х годов прошлого века до сих пор будоражат своим неимоверным дизайном с обилием плавников и хромированных деталей. Основателем и главным действующим лицом той автомобильной эпохи принято считать Харли Эрла.

Американские автомобили конца 50-х годов прошлого века до сих пор будоражат своим неимоверным дизайном с обилием плавников и хромированных деталей. Основателем и главным действующим лицом той автомобильной эпохи принято считать Харли Эрла.

Харли Эрл родился в далеком 1893 году на западном побережье США в самом его «сердце» – Лос-Анджелесе. Когда самородку исполнилось 7 лет, его семья перебралась в модный фешенебельный район Голливуд. Основным бизнесом отца Эрла была постройка кузовов: сначала для конных экипажей, потом для автомобилей. И сын активно участвовал в работе семейной компании Earl Carriage Works, которая со временем была переименована в Earl Automobile Works. В 1911 году молодой дизайнер окончил местную высшую школу и поступил в знаменитый Стенфордский университет, который вскоре бросил ради любимой работы.

Дебют Эрла в General Motors – кадиллаковский седан LaSalle, который позже сделали отдельной маркой.

Эрл использовал концепт Y-Job в качестве личного автомобиля на протяжении 10 лет! В современном мире такого уже не увидишь.

Тем временем, в 1919 году фирму отца купил один из дилеров Cadillac, и перспективный Харли остался «творить» на должности главного дизайнера, а потом руководителя. Его клиентами были звезды большого экрана, для которых он создавал экстравагантные кузова. Успехи талантливого специалиста заметили боссы General Motors, которые предложили Эрлу разработать дизайн элегантных моделей новой марки LaSalle. Приехав в 1926 году в автомобильный центр США – Детройт, Харли уже спустя год стал главой новообразованного отдела эстетики и расцветок компании GM со штатом в 50 человек.

Концепт Buick XP-300 стал прообразом экстравагантного Buick Skylark, который производился мелкой серией с 1953 по 1954 год.

 

Первая по-настоящему известная работа Эрла – футуристический концепт-кар (редкое в те годы явление) Buick Y-Job (1938 год) на серийном шасси со 140-сильным мотором. Машина стала настоящей сенсацией и намного опередила свое время, но война помешала реализовать ее в серийной продукции. Стремительный родстер отличался стильным аэродинамическим дизайном и скрытыми передними фарами. В1940 году Эрл становится вице-президентом GM. Важный момент жизни калифорнийца – посещение военной базы американских ВВС, где он увидел знаменитый бомбардировщик Lockheed Lighning P-38. Это событие настолько впечатлило Эрла, что он мгновенно попал в «зависимость» от аэростиля и старался перенести его на серийные автомобили всех подразделений GM. Первым массовым воплощением стал Cadillac Fleetwood 60 образца 1948 года с двойным «хвостом». Похожую машину (DeVille 1950 года), но с открытым кузовом розового цвета Элвис Пресли подарил своей матери.

Под капотом прототипа Buick Le Sabre находился не реактивный мотор, а 3,6-литровая компрессорная «восьмерка» мощностью 355 л. с., которая могла работать на метаноле.

Последняя работа Эрла – потрясающий ракетоподобный Cadillac Cyclone стал кульминацией аэростиля 50-х.

Следующая эпохальная разработка – Buick Le Sabre, стиль которого придуман как подражание реактивному истребителю F-86 Sabre. На нем впервые опробовали массивные хвостовые кили, которые сразу же появились на моделях практически всех американских марок. Да что американских, даже советские легковые «ЗИЛы», «Чайки» и «Волги» не смогли устоять перед новыми тенденциями заокеанской моды. Эрл ушел на пенсию в 1958 году, закончив модельный ряд GM образца 1959 года – лебединая песня дизайнера, которая навсегда войдет в автомобильную историю как безумный полет фантазии настоящей американской души. Он переехал жить в спокойную Флориду, где скончался 10 апреля 1969 года. Машины, созданные Эрлом, воплощали в себе понятие «американской мечты» и до сих пор не оставляют никого равнодушным.

Роман Базай
Фото General Motors