X

Гривна падает? Но авторынок не должен!

Девальвация гривны, которая происходит в последние дни, серьезно повлияет на переформатирование авторынка.

За последнее время курсы доллара и евро подпрыгнули на небывалую доселе высоту (на момент написания статьи НБУ установил официальный курс «зеленого» на отметке 10,35 за $1, и 14,2 за €1, и это притом, что еще совсем недавно «официалка» на доллар составляла 7,99 грн). Похожая ситуация с колебаниями валюты уже была в 2005 году, после Оранжевой Революции (правда, масштабы колебаний отличались).

Выросший во время Революции доллар к началу 2005 года был на отметке 5,3 грн, после чего в течение 2,5 месяцев он несущественно снижался, пока 21 апреля не «рухнул» до 5,05. В соответствующем значении он и закончил тот год. С евро ситуация была еще более показательной – стартовав в январе с 7,01 грн/евро до конца года € «упал» до отметки 5,97.

Курс доллара в 2005 году

Можно также вспомнить и период кризиса конца 2008 года, когда курс доллара подскочил сразу на 20 копеек, с 5,20 до 5,40 грн/$, а сам «зеленый» стал исчезать из свободной продажи. Уже к концу месяца доллар продавали по 8 грн, а в декабре даже по 10 грн/$. Тогда ситуация «с боями», но «устаканилась» почти на 5 лет с курсом в пределах 7,99 грн/долл.

Теперь что касается текущей ситуации – в принятом с нарушением всевозможных регламентных норм бюджете Украины (который, напомним, вместе с «диктаторскими» законами 19 января фактически спровоцировали вторую волну Революции) на 2014 год курс доллара закладывался на отметке 8,5 грн/долл. «Курс доллара рассчитывается всегда в коридоре, чтобы не допустить форс-мажора, в том числе по выплатам внешних обязательств. За курсовую политику отвечает Нацбанк, и потому вопрос курса гривна – доллар нужно задавать им. Но коридор – 8 – 8,5 грн за доллар», – заявлял тогда первый заместитель министра финансов Украины Анатолий Мярковский.

Авторынок после революции: когда будет рост?
Автобизнес требует от нового правительства снижения налогов

Тогда же Fitch Ratings (Международное рейтинговое агентство) улучшило прогноз курса гривны по итогам 2014 года и первой половины 2015 года до 8,3 грн за доллар, в то время как в ноябре 2013 года агентство прогнозировало девальвацию гривны по итогам 2014 года до 9 грн за доллар. Установление в Украине плавающего курса гривны является одной из рекомендаций Международного валютного фонда Украине, активное сотрудничество с которым приостановлено по решению Кабмина Азарова. В то же время, несмотря на сумасшедший валютный рост, предпосылки для стабилизации курса гривны есть – это и назначение нового главы Нацбанка Украины (коим стал комендант Евромайдана Степан Кубив), и заявление все того же МВФ о готовности выделить новому правительству Украины €20 млрд. Поэтому надеемся что нынешнее 10 грн за доллар – валютные спекуляции, и украинская валюта еще укрепится по прогнозируемых ранее показателей.

Теперь что касается непосредственно украинского авторынка: на складах еще кое-где остались автомобили, которые продаются по курсу 7,99 грн/долл, но – их выбор небольшой, и их запасы стремительно заканчиваются.  С начала февраля иномарки подорожали минимум на 5% – это обусловлено несколькими факторами. Так, многие импортеры при формировании розничных цен ориентируются не на официальный курс НБУ, а на более высокий межбанковский, соответственно, продаваемые ими поднялись в цене более существенно. Кроме того, некоторые импортеры пытаются компенсировать потенциальные риски, закладывая в цену еще более высокий курс. В то же время автомобили отечественной сборки пока не подорожали, но рост цен на них волне возможен. «Девальвация национальной валюты может отразиться на ценообразовании продукции и национального производителя, который использует в качестве инвестиций в производство валютные кредитные линии… Цены на автомобили ЗАЗ будут расти, но меньшими темпами, чем цены на импортные авто», — сказано в официальном сообщении корпорации «Укравто». Не будем забывать о том, что в 2013 году рынок б/у автомобилей (а там, как известно, сделки совершаются в валюте) в Украине вырос (не в последнюю очередь «благодаря» спецпошлинам на иномарки и утилизационному сбору). Как будет в этом году – неизвестно, ведь большинство наших соотечественников получают зарплату в гривнах и хранят депозиты в банках также в национальной валюте, поэтому вполне возможно, что много кто не захочет рисковать и переплачивать, поэтому предпочтет купить новый отечественный автомобиль в гривнах, нежели импортный б/у в долларах.

Авторынок Украины обязательно будет расти
Автомобиль года в Украине 2014: Автоимпортеры и автопроизводители помирились

Да, в последнее время, сдерживали доллар искусственно, и теперь эти плоды приходится нам пожинать, но тем не менее. Если кто забыл, напомним, что в течение 2009 года некоторые автосалоны продавали автомобили еще по курсу 5,05 грн/долл (Mitsubishi, автомобили Seat, некоторые китайские бренды и продукция премиум-марок). Следовательно, можем сделать вывод, что еще некоторое время склады уже ввезенных машин будут допродаваться по старому курсу.

И напоследок. Важно помнить следующее – как после самой темной ночи обязательно наступает рассвет, так и украинский авторынок обязательно переживет и нынешние смутные времена. Ведь проводя аналогии с 2005 годом нельзя не отметить ежегодный рост авторынка Украины, который продолжался плоть до 2008 года, когда он побил всевозможные рекорды (623 тысячи проданных новых легковых авто). Что ни говорите, перспективы видны, даже если сейчас они и незаметны.