Хериберт Мюллер: Шансы Украины стать автомобильным государством еще есть

В Украине работает немного специалистов мирового уровня, каким является Хериберт Мюллер. Этот человек за 30 лет свой трудовой деятельности на руководящих позициях в компании Daimler AG накопил большой опыт работы в области организации продаж и маркетинга автомобильной техники.

Он создавал дилерские сети по продажам Mercedes-Benz в Германии, США, странах СНГ, Средней Азии, Центральной и Восточной Европы. «Автоцентр» в эксклюзивном интервью поинтересовался, какие перспективы у Украины стать государством, которое займет достойное место среди автомобильных держав мира.

Расскажите вкратце о Вашей трудовой деятельности.

Хериберт Мюллер: Свою работу в концерне Daimler AG я начал в далеком 1980 году. Сначала я работал продавцом коммерческой техники,потом был назначен менеджером по продажам подержанных автомобилей в Центральном офисе в Штутгарте, позже – назначен руководителем департамента продаж подержанных автомобилей во Франкфурте.  Затем я на два года уехал работать за океан, в США, где наша немецко-американская  проектная группа разработала систему маркетингового планирования и контроллинга на основе исследований  Мак Кинзи. Готовый проект был успешно внедрен на рынке США и во многих европейских странах. После возвращения в Европу, я был назначен главой департамента  продаж и маркетинга в Советском Союзе. В 1990 году я отвечал уже за всю Восточную Европу,  Центральную Европу и Среднюю Азию. В Украине впервые я оказался в 1991 году. Корпорация «УкрАвто» – первый локальный партнер в постсоветских странах, с кем мы заключили договор о Генеральном представительстве Mercedes-Benz.

Автомобили Mercedes-Benz сегодня производятся по всему миру. Как Daimler AG выбирает места для постройки предприятий?

Х.М.: Залог успеха производителя на любом рынке заключается в том, что он должен предложить качественный продукт по доступной цене. Мало того, продукт должен быть четко ориентирован на определенный рынок. Также нужно учитывать трудозатраты на единицу продукции. Немаловажное значение для выбора места производства имеет страна, ее законы, инвестиционный климат, наличие образованных специалистов и т.д. Поэтому какой-то одной причины для постройки автосборочного предприятия не существует, перечень возможных причин огромен.

Но для Mercedes-Benz как ни для какой марки в мире очень важна культура производства. Как концерн добивается ее в различных странах?

Х.М.: Да, для Mercedes-Benz качество производства всегда было и остается на первом месте, поэтому концерн всегда контролирует работы заводов, где производятся автомобили. Например, в 2002 году компания Daimler AG приняла решение организовать крупноузловую сборку автомобилей Mercedes на ЗАЗе. Я с уверенностью могу заявить, что по качеству они были ничем не хуже своих немецких родственников.

Почему этот проект не пошел дальше? Почему сборка в Украине прекратилась?

Х.М.: На тот момент Daimler AG не исключал организации мелкоузловой сборки в Украине, но ситуация в стране изменилась. Сборка стала невыгодной – государство уменьшило ввозную пошлину до 10%. В вопросах привлечения производителей в Украину многое  зависит от государства. Один шанс уже утерян, но все еще впереди. Автомобильные производители время от времени говорят о том, что они хотят вступить на рынок Украины, но им пока это невыгодно. Чтобы взгляды автогигантов обратились на Украину, страна должна сделать несколько шагов им навстречу: обеспечить налоговые льготы, выгодные таможенные условия, предоставить землю для предприятия по доступной цене. Важная задача правительства – это создание четкой концепции  развития автопрома, с которой нужно выходить на мировой экономический рынок. В результате напяду с автопроизводителями в страну приходят подрядчики, которые производят компоненты и комплектуюшие для сборочного производства. а значит создаются новые рабочие места, идет интенсивное техническое перевооружение, обмен ноу-хау. Конечно, это дает серьезные поступления в государственный бюджет.

Путь какой страны (России, Китая, Венгрии, Словакии) Вы видите самым подходящим для Украины в плане построения собственной автопромышленности?

Х.М.: Я не думаю, что Украина должна идти по чьему-то пути, она должна проложить новый путь, выгодно используя свое экономико-географическое положение. Конечно, нужно правильно выбирать время. Я имею в виду периоды без кризиса.

Мощности уже существующих автозаводов Украины (ЗАЗ, Богдан, Еврокар) уже превышают объемы нынешнего украинского авторынка. А в России большинство автоконцернов уже построили свои автозаводы. Не считаете ли Вы, что Украине поздно привлекать инвесторов?

Х.М.: Я не считаю, что нужно выдерживать какую-то паузу. Не нужно ждать, нужно уже быть готовым к смене экономической ситуации в мире и стараться ее предугадать. Автомобильные производители в среднесрочной перспективе планируют производство на три года вперед, долгосрочная перспектива – это 5-10 лет. К примеру, уже в 1990 году концерн Daimler AG считал Россию и Китай перспективными рынками. Это значит, что для того, чтобы попасть через три года в планы автомобильных компаний, нужно делать что-то уже сейчас. Посмотрите на шаги тех государств, которые развивают свой автопром: китайское правительство в будущем не собирается поддерживать мировых автопроизводителей, поскольку фокусирует внимание на стимулировании производства  китайских автомобилей  А российское правительство говорит о том, что каждый производитель автомобилей, который хочет остаться на рынке, должен выпускать не менее 300 тыс. единиц в год! Но ведь это нереально! Чтобы выполнить это требование, некоторым автопроизводителям придется закрыть свои заводы в Европе, чтобы заполнить мощности российских предприятий. Многие на такое не пойдут. И вот тут появляется шанс для Украины.

Считаете ли Вы, что идея производства автомобиля национального бренда в свете глобализации теряет свою привлекательность?

Х.М.: Я бы не стал так говорить, я считаю, что национальный автопром очень важен, только украинские бренды могут предложить продукт, идеально подходящий отечественному потребителю. Конечно, на сегодняшний день возможно использование платформы, или отдельных агрегатов от других автомобилей, на основе которых и будет создан национальный продукт. Варианты есть и необходимо над ними работать.

На новой должности Вы работаете уже несколько месяцев. С какими новыми производителями Вам удалось наладить контакты и, возможно, поговорить о размещении производства на территории Украины?

Х.М.: Я позволю себе не называть личности и марки, поскольку время этому еще не пришло, но немного завесу, все же, приоткрою. Мы ведем переговоры как  с европейскими, так и с азиатскими брендами. Смело могу заявить, что в портфолио корпорации «УкрАвто» скоро появится новый всемирно известный бренд. К счастью, необходимые формальности уже соблюдены.

Подписывайтесь на наши ленты в Facebook, Viber, Telegram и Messenger: все самые важные автомобильные события в одном месте.





НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ