X

Идейный революционер

Этого дизайнера часто путают с его знаменитым соотечественником. Но в отличие от Нуччио Бертоне, Фламинио Бертони прославился не в Италии, а во Франции, де он более 30 лет создавал культовые машины марки Citroёn.

Этого дизайнера часто путают с его знаменитым соотечественником. Но в отличие от Нуччио Бертоне, Фламинио Бертони прославился не в Италии, а во Франции, де он более 30 лет создавал культовые машины марки Citroёn.

Этого дизайнера часто путают с его знаменитым соотечественником. Но в отличие от Нуччио Бертоне, Фламинио Бертони прославился не в Италии, а во Франции, де он более 30 лет создавал культовые машины марки Citroёn.

Бертони был поистине уникальным человеком. Он превосходно разбирался не только в дизайне и скульптуре, но и астрономии, биологии, физике, механике.

Молодой Фламинио Бертони работает над пластилиновым макетом Сitroёn Traction Avant. Использование этого материала – настоящее ноу-хау для тех лет.

В первый день Парижского автосалона 1955 года Citroёn получил более 12 тысяч заявок на футуристическую «богиню» DS 19.

Будущий творец шедевров французского автомобилестроения родился 10 января 1903 года в маленьком итальянском городке Маснаго (провинция Комо). В 1918-м Фламинио получил диплом технической школы Francesco Daverio (город Варезе). Вскоре скончался отец Бертони, поэтому подросток вынужден был оставить дальнейшую учебу и пойти работать подмастерьем в местное кузовное ателье Carrozzeria Macchi. Со временем он овладел профессией жестянщика, и его интерес к автомобилям существенно вырос. Будучи большим поклонником творчества таких мэтров эпохи Возрождения, как Леонардо да Винчи и Микеланджело, Бертони параллельно начал увлекаться рисованием и резьбой по дереву. Этим ремеслам его учили профессор Джузеппе Таламани и скульпторы Людовико Поглиани и Энрико Бути, с которыми Фламинио создавал военный мемориал в городе Варезе. В 1922 году руководство ателье Macchi, впечатленное потенциалом Бертони, перевело его в отдел планирования. Через год компанию посетила группа французских специалистов. Они заметили работы Бертони и пригласили его на стажировку в Париж. В ателье дизайнер возвратился уже на должность главного чертежника. В 1929 году из-за разногласий со своими работодателями Фламинио покидает Macchi и открывает собственное ателье в Варезе. Первыми его клиентами стали местные кузовные фирмы Carrozzeria Varesina и Carrozzeria Baroffio.

Своей лучшей работой итальянский дизайнер считал облик малолитражки Citroёn Ami 6, построенной на базе 2CV. Самая яркая деталь машины – эксцентричный обратный наклон задних стоек.

Модель Traction Avant производилась до июля 1957 года! Легкий фургон Citroёn TUB (1939–1941 гг.), построенный на ее базе, первым среди коммерческих авто получил сдвижные боковые двери.

Амур-тужур

1931 год стал переломным в судьбе Бертони. Итальянец влюбился в молодую девушку Джованну Барчеллу. Его мать была против их союза, поэтому в октябре влюбленная пара перебралась в Париж. Во Франции Фламинио сотрудничал с различными кузовными ателье (в том числе и с France Design Henri Heuliez), а в 1932-м по приглашению самого Андре Ситроена перешел в конструкторское бюро Citroёn (Bureau d’Etudes). В 1934 году всего за одну ночь Бертони создает пластилиновый (впервые в истории) макет революционной переднеприводной модели Traction Avant, и менее чем через год автомобиль запустили в серийное производство. В 1936-м возлюбленная дизайнера Джованна, недовольная тем, что Фламинио слишком много времени уделяет работе, бросает его и возвращается в Италию с маленьким сыном Леонардо. Бертони же в это время берется за разработку утилитарной компактной малолитражки TPV (Toute Petite Voiture – с франц. «маленький автомобиль»), которая впоследствии стала легендарной моделью 2 CV. Из-за Второй мировой войны легендарный «гадкий утенок» с оригинальным двухобъемным силуэтом попал на конвейер только в 1948 году.

«Богиня» Citroёn DS создавалась в качестве наследника Traction Avant.

Ранние эскизы и предвоенные прототипы «гадкого утенка» Citroёn 2CV предполагали всего одну фару головного света!

Божественная эпоха

Сразу же после окончания войны, в 1945 году, Фламинио возобновил работу над новыми моделями Citroёn. Параллельно с 2 CV он трудился и над так называемым проектом VGD (Voiture de Grand Diffusion – c франц. «автомобиль массового производства»). Эта гораздо более комфортабельная машина должна была сменить устаревший Traction Avant. Ее разработка началась еще в 1938 году. Окончательную форму будущей «иконы» Бертони нарисовал в сентябре 1955 года – всего за месяц до презентации DS (Desiree Speciale – c франц. «желанная оригинальность») на Парижском автосалоне. Перу итальянца принадлежал не только сногсшибательный футуристический по тем временам дизайн кузова, но и оригинальный лаконичный интерьер с односпицевым рулем, который на многие годы стал визитной карточкой всех моделей Citroёn. На фоне тогдашних автомобилей DS выглядел космическим пришельцем. Коэффициент аэродинамического сопротивления автомобиля составлял всего 0,34, что и сейчас считается неплохим показателем. Уже через 45 минут после открытия автосалона на DS было получено 749 заказов, к концу дня – 12 тысяч а через неделю – свыше 80 тысяч! Стилевые элементы новинки позже были использованы и в других легендарных машинах – например, Porsche 911, Alfa Romeo Duetto. Последним автомобилем, нарисованным Фламинио Бертони, стал экстравагантный Ami 6 (Ami – с итал. «любовь»), который был призван занять пустующую нишу в модельной линейке между 2CV и DS. Серийное производство Ami 6 началось в апреле 1961-го – за три года до смерти мастера.

Роман Базай
Фото Citroёn