X

Итоги 2015 года: год выживания

2015 год запомнился украинскому авторынку не только самыми низкими продажами новых автомобилей за все годы независимости. Многие марки ушли из нашей страны, а ввоз подержанных машин рос как в начале 90-х.

В 2015 году украинский авторынок установил грустный антирекорд: по данным ИАГ Auto-Consulting, всего по стране было продано почти 450 тыс. легковых автомобилей. Из них почти 89% составили внутренние перепродажи подержанных машин. И всего 46,4 тыс. – это продажи новых легковушек. Такой низкий показатель  обеспечил нашей стране всего лишь 25-е место в Европе – на уровне таких малозаселенных стран, как Люксембург или Хорватия. Последний раз такой уровень продаж был у нас в 1990-х годах. Тогда украинцы в основном покупали подержанные авто из Европы. И в 2015-м объем ввоза б/у техники в нашу страну вырос с двух (в 2014 г.) до 9,2 тыс. авто. История повторяется? К сожалению, повторяется и история ухода с рынка ряда автомобильных марок. В течение 2015 года мы недосчитались отечественных легковушек «Богдан», иранской Saipa, китайских BYD, Lifan и даже итальянских премиум-брендов Ferrari и Lamborghini. На их место пришла только одна марка – китайская Zotye.

На рынке новых автомобилей предпочтения украинцев кардинально не изменились: как и год назад, лучше всего продавались Toyota, ЗАЗ и Hyundai. Серьезный рывок за счет бюджетных моделей сделал Renault. Кроме того, значительно улучшили свои позиции BMW, Suzuki, Chevrolet, Volvo, Acura и Mazda. Таким образом, произошло существенное расслоение авторынка на дорогие и бюджетные автомобили. Средний класс (за исключением нескольких марок) потерял свои позиции заметнее всего. В то же время популярность кроссоверов и дальше росла, и по итогам года этот сегмент чуть не сравнялся с легковыми автомобилями.

Такое существенное падение украинского рынка опредялось рядом негативных факторов. Главные из них – продолжающеяся девальвация национальной валюты и рост цен на машины в гривне. При этом доходы населения, как и ВВП государства, не увеличивались. Банковский кризис сильно ограничил возможности автокредитования. На протяжении 2015 года действовал пятипроцентный налог на ввоз импортных товаров, включая автомобили и запчасти к ним. На легковушки с мотором свыше 3,0 л действовал «налог на роскошь», что снизило популярность таких машин. И только в конце года отменили  спецпошлины на легковушки с бензиновым двигателем от 1,0 до 2,2 л, вследствие чего возрос интерес к бензиновым моделям в В- и С-классах.

Среди положительных тенденций минувшего года – увеличение спроса на автомобили среди корпоративных клиентов и рост популярности электромобилей (как среди организаций, так и среди частных лиц), хотя пока в основном подержанных.

В 2016 году наметилось несколько оптимистичных для украинского авторынка факторов. Перестала действовать импортная дополнительная пошлина, ввозные пошлины для автомобилей из ЕС постепенно снижаются благодаря Соглашению с Евросоюзом. Невозможность с начала года ввоза в Украину любых автомобилей, не отвечающих экологическим нормам Евро 5, перекрыла импорт в нашу страну старых машин возрастом свыше 5 лет. Потенциал украинского авторынка по-прежнему огромен из-за сильно устаревшего автопарка.

Однако существует ряд рисков, которые могуть подорвать долгожданный рост рынка новых автомобилей. Это дальнейший политический и экономический кризис в стране, продолжение военных действий на востоке, непредвиденные изменения в политике налогообложения бизнеса. Например, существует высокая вероятность законодательного уменьшения акцизного налога на подержанные машины, что может негативно ударить по покупателям новых легковушек – потребители перекинутся на покупку «свежих» б/у. При отсутствии подобных факторов рынок имеет хорошие шансы на рост.