Дилерам придется подстраиваться под финансовые возможности клиентов.
Дилерам придется подстраиваться под финансовые возможности клиентов.
Олег Свинарчук: «Нас ждет серьезное изменение рынка»
Дилерам придется подстраиваться под финансовые возможности клиентов.Олег Свинарчук |
Как вы оцениваете деятельность компании по итогам минувшего года?
Олег Свинарчук: Прошедший год был насыщен событиями, особенно для нашей корпорации. Нам удалось запустить завод по производству легковых автомобилей, мы практически завершили новый завод по выпуску автобусов, перенесли производство легковых автомобилей из Луцка в Черкассы, заложили основы проекта развития производства грузовых автомобилей. Считаем это нашим большим достижением. Кроме того, в конце года мы начали активно сотрудничать с компанией Skoda Transportation по выпуску и реализации новых для нас видов продукции – трамваев, вагонов метро, электровозов, электричек. Нами впервые перейден рубеж в 100000 легковых автомобилей, а доля на рынке увеличилась с 14% до более чем 16%. По грузовым автомобилям она сохранилась на уровне 4%, а по автобусам увеличилась до 24-25%, причем экспорт по сравнению с 2007 годом вырос на 20–25%. Мы смогли выпустить на рынок много новых моделей – городской низкопольный автобус, троллейбусы, легковые автомобили (Lada 110, Hyundai Tucson), продвинулись в развитии научно-технического подразделения компании.
Реализованы ли планы по развитию дилерской сети?
О. С.: Дилерская сеть обеспечивает необходимый уровень обслуживания клиентов, позволяет постоянно поддерживать связь с покупателями, которые предпочитают нашу продукцию.
В прошлом году количество дилеров стремительно увеличивалось, и сегодня у нас есть автоцентры почти во всех областных городах. Причем речь идет о комплексах, которые включают выставочные и сервисные площади, офисы и склады запасных частей, склады автомобилей. В составе корпорации работает специальное подразделение, которое занимается запуском таких комплексов и отслеживанием эффективности их работы. Кроме того, более 50% автомобилей мы реализуем через независимых дилеров, которые помогают нам обеспечивать большие объемы реализации. Стараемся конкурировать с другими сетями – я считаю, что это залог выживания в то время, когда продажи сворачиваются.
Корпорация «Богдан» впервые за свою историю реализовала свыше 100000 легковых автомобилей, а ее доля на рынке увеличилась с 14% в 2007 году до более чем 16% в 2008-м. |
Как изменится производственная программа компании в связи с новыми условиями на авторынке?
О. С.: Если дилерские и дистрибьюторские компании в период отсутствия спроса могут прекратить закупки автомобилей и сосредоточиться на сервисе, то для нас, инвестировавших серьезные суммы в собственное производство, это невозможно. Даже поддерживать неработающие предприятия – это огромные средства. Поэтому мы ведем переговоры с поставщиками комплектующих и пытаемся найти возможность выпускать автомобили и не увеличивать на них цену. Но хотелось бы получить поддержку государства и людей, которые принимают решения. Должна измениться политика в отношении импорта – необходимо стимулировать ввоз технологий, а не готовой продукции.
Каковы планы по объемам продаж, производству автомобилей, развитию дилерской сети на 2009 год?
О. С.: Мы поставили перед собой задачу-минимум: сохранение нашей доли на рынке на уровне 16–20%. Но во что это выльется в количественном исчислении и каким будет рынок, сказать очень трудно. Понятно только, что в 2009 году произойдет очень серьезное ценовое перепозиционирование – ведь покупательная способность населения упадет. Ряд автопроизводителей уже возвращается к старым моделям, выпускавшимся ранее и снятым с конвейера, пересмотрены планы по вхождению марок в более высокий ценовой сегмент. Мы тоже корректируем свои производственные и сбытовые программы в сторону увеличения доли моделей стоимостью до 10 тыс. долларов или до 70–100 тыс. грн. В этом сегменте ожидаются самые массовые продажи.
Иными словами, вы будете расширять номенклатуру дешевых брендов?
О. С.: Мы работаем достаточно активно по вазовским «девяткам» и «десяткам». По нашему мнению, это как раз те модели, которые станут той «лошадкой», которой предстоит везти «телегу» производства. Объемы продаж этих моделей упали не так значительно по сравнению с другими брендами. Для этих машин мы будем использовать более дешевые материалы по так называемой программе декостинга.
Ваши планы по внедрению новых моделей и развитию производства изменятся?
О. С.: Безусловно, мы будем что-то менять. Попытаемся найти новые рынки сбыта по нашим традиционным позициям – автобусы, троллейбусы. Но с учетом сегодняшней динамики (а она неутешительна) по результатам первого квартала нам, возможно, придется вносить коррективы по многим позициям.
Снижение цен на нефть, сырье и металл могло бы повлечь за собой удешевление автомобилей?
О. С.: Не исключено, что их цены уменьшатся, но строить более конкретные прогнозы сложно. Например, в Японии с момента снижения цен на металл до влияния на цену автомобиля проходит примерно полгода. В то же время известно, что при увеличении объема производства издержки автозаводов снижаются, а при сокращении затраты растут. Эти факторы могут компенсироваться снижением цен на сырье. Мы заинтересованы в том, чтобы использовать более дешевую отечественную сталь, комплектующие, но качественных товаров для автопрома в нашей стране практически не выпускают. Их приходится ввозить из-за рубежа, то есть покупать за валюту, которая существенно подорожала.
Планы по запуску новых моделей еще не корректировались?
О. С.: Пока в планах остается выпуск в Черкассах Hyundai Accent, ВАЗ-2111 и его модификаций. Это бюджетные модели, и они должны хорошо продаваться. Происходит замена модельного ряда автобусов и троллейбусов: фейсфлифтинг, подготовка к производству новых 15- и 18-метровых автобусов и троллейбусов. Надеюсь, что запланированное удастся выполнить, хотя не исключена корректировка сроков в решении этих задач.
Снижение продаж позволит уделять больше внимания сервису? Изменится ли стоимость услуг?
О. С.: Когда рынок стремительно рос, развитие сервиса за ним не поспевало. Многие сервисные центры даже работали в ночную смену. И тогда можно было пренебречь ценовой политикой, которая оставалась недостаточно ориентированной на клиентов. Сейчас заказов на предпродажную подготовку новых машин и их плановое техобслуживание станет меньше, поэтому дилеры будут искать новые пути, чтобы привлечь людей на СТО, в том числе снижением цен. Придется подстраиваться под финансовые возможности клиентов, но это единственный выход для дилеров выжить в таких непростых финансовых условиях.
Итоги-2008 и планы-2009 ведущих украинских автомобильных компаний:
- Корпорация «УкрАвто»
- Корпорация «АИС»
- Тойота Украина
- Торговый дом «НИКО»
- ООО «Еврокар»
- «УКРАВТОВАЗ»
- АвтоКапитал
- ViDi Group
- Goodyear Dunlop Tires Украина
- Тюнинг-ателье «ПРО ТЮНИНГ»
- 4X4 Офф-Роуд Центр