X

Как жить с высокими пошлинами?

Что ожидает отечественный автомобильный рынок в 2004 году.

Что ожидает отечественный автомобильный рынок в 2004 году.

Что ожидает украинский авторынок в 2004 году

Главным событием, определяющим основные направления развития отечественного авторынка в 2004 году, аналитики и участники рынка называют принятие Закона «О развитии автомобильной промышленности в Украине». Он существенно изменяет правила ведения бизнеса и для импортеров, и для производителей. Напомним, что этим документом предусмотрено введение налоговых льгот для отечественных автопроизводителей, а также 15 – 30-процентное увеличение пошлин на импорт новых и подержанных автомобилей.

Прогнозы и ожидания

Операторы рынка неоднозначно отреагировали на принятие нового Закона. Большинство импортеров уверены, что изменения «правил игры» негативно повлияют на динамику развития отечественного авторынка. Продавцы говорят о необратимом повышении цен на иномарки, что обязательно вызовет снижение или по меньшей мере замедление темпов роста рынка. Многие прогнозируют резкое снижение спроса после введения пошлин и постепенный рост рынка через некоторое время после вступления в силу Закона, когда покупатель привыкнет к новым ценам. Предполагают, что наиболее существенно снизятся продажи импортных автомобилей В- и С-класса.

Впрочем, некоторые продавцы считают (а крупнейший украинский автопроизводитель уверен), что повышение цен на новые автомобили не столь критично, чтобы резко сократить объемы продаж. Они надеются, что отечественные покупатели в очередной раз безболезненно перенесут 10 – 15-процентное повышение цен на иномарки.

Между тем в случае вступления Закона в силу произойдет некоторый передел рынка. Многие покупатели, которые ранее приценивались к импортному авто, предпочтут машину местного производства по более низкой цене. Таким образом, доля отечественных производителей вырастет, хотя и сейчас она составляет примерно 60% рынка (в 2002-м – около трети продаж новых машин). С принятием закона не должна измениться цена российских автомобилей, которые ввозятся без взимания пошлины в соответствии с соглашением о свободной торговле между Украиной и Россией.

Ждем действий

Автоимпортеры и дилеры обещают сделать все возможное, чтобы новые цены не повергли покупателей в шок. Сегодня уже известно, что пошлины повысят не раньше апреля. До этого времени импортеры и дилеры постараются ввезти в Украину как можно больше машин, чтобы растаможить их с уплатой существующих, низких таможенных пошлин. Кроме того, импортеры будут искать пути снижения стоимости своих автомобилей. Например, они могут договориться с заводом-производителем о специальных ценах для Украины (вспомним почти «взрослую» емкость нашего рынка), изменить валюту контрактов на поставку машин (с евро на доллары США), минимизировать собственные прибыли, разместить заказы по сборке машин на отечественных предприятиях и т. п. Указанные меры должны «сгладить» скачок цен на иномарки сразу после вступления Закона в действие.

Обмен станет сложнее

Ожидание уже неизбежного повышения цен в течение февраля-марта 2004 года в очередной раз повлечет повышение спроса на иномарки. Люди будут стараться купить новую машину по «старой» цене, даже если для этого им придется взять кредит в банке, одолжить деньги у знакомых либо не слишком выгодно продать старый автомобиль. Но здесь их поджидает еще несколько опасностей.

Чтобы продать старую машину или обменять ее на новую у дилера по системе Trade-in, продавцу придется уплатить 13% подоходного налога от стоимости старой легковушки. И если при продаже на вторичном рынке есть несколько способов снизить размеры налогов (оформить сделку у государственного нотариуса за 5% цены, занизить сумму сделки и проч. – подробнее см. «АЦ» №6’2004), то при обмене по Trade-in придется уплатить 13% реальной стоимости машины. В связи с такими невыгодными условиями у большинства автодилеров нет клиентов-физлиц, желающих обменять старый автомобиль на новый. Дилеры ждут отмены этой нормы закона либо разрабатывают схемы, которые позволят минимизировать налоговые выплаты. Скорее всего, процедуру покупки-продажи старого автомобиля перенесут «в тень». Но что бы ни придумали дилеры, Trade-in принесет клиентам автосалонов дополнительные заботы, а значит, популярность этой схемы у населения пойдет на убыль. Возможно, такая услуга останется доступной только для юридических лиц, которые не платят подоходного налога при продаже.

Кредиты – не для всех

Другая возможность быстро получить недостающие деньги на покупку автомобиля – взять кредит в банке – также сопряжена с определенными трудностями. В конце 2003 года многие банки свернули программы потребительского кредитования физлиц или существенно ужесточили условия выдачи денег. В начале 2004-го ситуация не изменилась – банки по-прежнему осторожничают при подписании кредитных сделок. Автодилеры знают о проблемах банков, но в панику не впадают. Многие продавцы считают, что нехватка денег – явление временное, и уже в марте рынок автокредитования снова перестанет испытывать дефицит в недорогих ресурсах.

Сервис – прежде всего

Исходя из сложившейся ситуации, ажиотажа и «легких продаж» в 2004 году дилеры уже не дождутся. Кроме ценовых методов борьбы за клиента, им придется существенно повышать качество сервиса. Один из крупнейших отечественных импортеров отметил, что украинский рынок будет развиваться не в направлении увеличения количества продаж, а в сторону повышения качества обслуживания. Успешными будут те марки, которые вовремя почувствуют такую тенденцию и примут меры для развития в этом направлении. Кстати, именно по качеству обслуживания дилеры иномарок успешно конкурируют с продавцами отечественной техники.

Чтобы не потерять это преимущество, дистрибьюторы расширяют присутствие в регионах – в 2004 году у многих импортеров «дойдут руки» до создания дилерских пунктов в небольших областных центрах, которые ранее не были охвачены фирменным обслуживанием. С другой стороны, импортеры повышают требования к дилерам. Теперь им необходимо иметь собственные СТО, фирменное оборудование, специнструменты и квалифицированные кадры. Дилеры проходят сертификацию по стандартам производителя – таким образом достигается уверенность в одинаково высоком качестве обслуживания на всех фирменных СТО. Достаточное количество и быстрая доставка запчастей в дилерские пункты станут в 2004 году одними из основных задач дистрибьюторов. Кроме того, клиентов должен привлечь большой перечень дополнительных услуг. Круглосуточная справочно-консультационная телефонная линия или даже экстренная техпомощь на дороге превращается в реальность. А для все более привередливого украинского автовладельца европейский уровень сервиса становится основополагающим фактором при выборе нового автомобиля.

 МНЕНИЕ  

Олег Назаренко
Генеральный директор Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров

Практически все задачи, намеченные Ассоциацией на 2003 год, были выполнены. Выросло число участников ВААИД. На мой взгляд, «дом», то есть цивилизованный авторынок, в нашей стране уже построен. Теперь осталось лишь его облагородить и «вынести сор». Вот только повышение пошлин может несколько «расшатать» наш рынок. Кроме того, увеличение налогов опять «ляжет на плечи» потребителей. Среди главных задач на 2004 год видим завершение добровольной сертификации импортеров и СТО, в законодательстве – внесение изменений в Закон «О правах потребителей», который ограничивает права как продавцов автомобилей, так и их клиентов. Также мы готовим проект закона об изменении порядка налогообложения граждан при продаже автомобилей.

 Декабрь – месяц рекордов

Каждый месяц украинцы ставили на учет в МРЭО от 7,7 до 16,1 тысячи машин, а в декабре зарегистрировали рекордное количество – 21,7 тысячи. Третий год подряд во втором полугодии спрос оказывается выше, чем в первом. Второй год подряд в апреле, июле и декабре наши соотечественники покупают больше машин, чем в других месяцах. Причем рост продаж в середине и конце года эксперты связывают с ажиотажем из-за ожидания повышения цен.

Если сравнить динамику регистраций новых автомобилей с объемом производства машин в нашей стране, то обнаружится интересная тенденция. Пики производства авто не всегда соответствовали периодам, когда на рынке наблюдался максимальный спрос. Например, увеличение выпуска в августе следовало за повышением спроса в июле, а рост продаж в марте-апреле «отозвался» на объемах производства на месяц позже – в апреле-мае. То есть украинские заводы отставали от спроса, активизируясь для того, чтобы пополнить пустые склады.

Сергей Матусяк, по материалам ИАГ Auto-Consulting
Фото Андрея Яцуляка, Владислава Бойко и Сергея Кузьмича