Карта автомобильного небосвода: Кто есть кто на звездном небе
В автомобильной промышленности, как и во всей Вселенной, действуют законы гравитации, взаимного притяжения, центробежные и центростремительные силы. Автомобилестроительные компании входят и выходят из составов концернов, обмениваются пакетами акций, приобретают и продают свои «спутники». Условно всех автопроизводителей можно разделить на несколько категорий.
В автомобильной промышленности, как и во всей Вселенной, действуют законы гравитации, взаимного притяжения, центробежные и центростремительные силы. Автомобилестроительные компании входят и выходят из составов концернов, обмениваются пакетами акций, приобретают и продают свои «спутники». Условно всех автопроизводителей можно разделить на несколько категорий.
1. К первой, пожалуй, отнесем концерны (или, в нашей терминологии, звезды), на орбите которых крутятся входящие в их состав компаниипланеты. Тут бесспорным лидером остается американский гигант General Motors. На его орбите мы насчитали 12 компаний – кроме тех, часть акций которых принадлежит концерну (о них позже). К этой же категории звезд с планетами на орбитах можно отнести концерны Volkswagen, Ford, DaimlerChrysler и Fiat.
2. Существует также категория звездблизнецов, которые представляют собой не единый концерн, а альянс, то есть живут независимо, но владеют частью акций друг друга и имеют массу совместных проектов, заводов и т. д. Яркий пример такого союза – Renault и Nissan.
3. Следующая категория космических тел – те, что вертятся в пределах нашей галактики в качестве одиноких и независимых звезд. Эти компании сами не стремятся купить себе побольше «дочек», но и акции свои не продают. Один из ярких представителей таких «одиночек» – компания Porsche. Половиной ее акций владеют семьи Porsche и Piech, остальные – у крупных инвесторов и общественности. Впрочем, подобная независимость сейчас скорее исключение, чем правило. К разряду «одиночек» можно также отнести, пожалуй, японскую Honda, которая не замечена «в связях» с другими автопроизводителями, но сама имеет «спутник» – американское подразделение Acura. Такой же спутник есть у Toyota – это компания Lexus, и у Nissan – Infiniti.
4. Еще одна группа звездных тел – компаниипланеты, только часть акций которых принадлежит тому или иному концерну. Например, у того же General Motors таких компаний целых пять – Subaru (принадлежит GM на 20%), GMDaewoo (44,6%), Fiat (10%), Suzuki (20,3%), Isuzu (12%). Кстати, бывает, что акции одной и той же компании принадлежат разным концернам. Так, китайский концерн SAIC (Shanghai Automotive Industry Corp.), как и General Motors, является владельцем части акций корейской GMDaewoo. Кроме того (и это, пожалуй, самая громкая сенсация 2004 года), SAIC приобрел 70% акций британского MG Rover.
5. К еще одной категории планет можно отнести компании, которые являются собственностью других компаний, в свою очередь входящих в тот или иной концерн. К примеру, на орбите концерна Fiat вертятся компании Fiat, Lancia, Alfa Romeo и Ferrari. А последняя владеет пакетом акций Maserati. Похожая ситуация и у Audi. Марка входит в состав концерна Volkswagen и при этом владеет акциями Lamborghini. То же у MercedesBenz – компания владеет акциями Smart и Maybach.
6. Есть также компаниипланеты, работающие в основном для местных рынков, но при этом не являющиеся собственностью того или иного концерна. В качестве примера можно назвать отечественный «ЗАЗ» и российский «ВАЗ». Подобные планеты есть на небосводе Китая, Индии, Мексики и других стран.
Кроме того, нужно отметить альянсы второго уровня. Это когда компании, которые не принадлежат к одному концерну, объединяют свои усилия и строят, например, совместный сборочный завод (как PSA и Toyota в Чехии). Кстати, совместные предприятия – это первый шаг на пути к сближению.
В целом, как видим, на небосводе автомобильного бизнеса, как и на звездном, царит свой порядок. Иногда, правда, как и в любой семье, члены звездного мира начинают ссориться, делить имущество и расходиться. Но в целом живут дружно.