X

Килты, волынки, спорткары

Шотландцы – древний и гордый народ, который чтит своих национальных героев. К таковым, без сомнений, принадлежит известный дизайнер Ян Каллум, создавший целую плеяду легендарных моделей Aston Martin и Jaguar.

Шотландцы – древний и гордый народ, который чтит своих национальных героев. К таковым, без сомнений, принадлежит известный дизайнер Ян Каллум, создавший целую плеяду легендарных моделей Aston Martin и Jaguar.

Шотландцы – древний и гордый народ, который чтит своих национальных героев. К таковым, без сомнений, принадлежит известный дизайнер Ян Каллум, создавший целую плеяду легендарных моделей Aston Martin и Jaguar.

Ян Каллум родился в 1955 году в небольшом шотландском городе Дамфрис. С самого детства парня интересовал дизайн автомобилей: уже в 13-летнем возрасте он отправил один из своих эскизов в компанию Jaguar – в надежде получить подработку в этой известной фирме. Высшее образование шотландец получал в нескольких университетах: Ланчестерском политехническом, Школе транспортного дизайна в Ковентри, Абердинском колледже искусств и, наконец, в Школе искусств города Глазго, где он стал бакалавром по специальности «индустриальный дизайн». Впоследствии Каллум получил звание магистра после окончания учебы по программе «Дизайн транспортных средств» в знаменитом Королевском колледже искусств в Лондоне. Первым серьезным местом работы дизайнера стала компания Ford. С 1979 по 1990 год Каллум успел отметиться во многих представительствах «голубого овала» по всему миру: британском, итальянском и даже японском и австралийском. Ян в основном занимался рисованием отдельных элементов экстерьера и интерьера машин, например, рулевых колес. Кроме того, он участвовал в создании новых моделей Fiesta, Mondeo и Puma, а также был ответственным за разработку облика таких легендарных «заряженных» спорткаров, как RS200 и Escort RS Cosworth.

Знаковые бренды

С 1970 года культовое итальянское ателье Ghia принадлежит Ford, по­этому неудивительно, что мастерство своих штатных дизайнеров фордовцы частенько оттачивали именно в Турине. Не стал исключением и Каллум, успевший поработать на Апеннинах до своего ухода из Ford. В Италии из-под его пера вышло трио замечательных концепткаров: Via, Zig и Zag.

Карьеру шотландец продолжил в британской инжиниринговой компании TWR (Tom Walkinshaw Racing), главным дизайнером которой он был назначен в 1991 году. Именно здесь полностью раскрылся его талант автомобильного «художника»: по заказу Aston Martin Каллум нарисовал неимоверно красивое купе DB7, с которого началась новая эра в истории легендарной британской марки. Параллельно Каллум выполнял заказы других клиентов TWR: купе С70– для Volvo, гоночный спортпрототип R390 – для Nissan, аэродинамические обвесы – для Mazda и Holden.

Ян Каллум: «Я большой фанат автомобилей. Не все автомобильные дизайнеры фанатеют от машин: для многих это просто работа, но я не из таких».

Ян Каллум: «Серийный XF внешне будет соответствовать прототипу С-XF процентов на семьдесят».

Дизайн ле-мановского спортпрототипа Nissan R390 также принадлежит Каллуму. На фото – редкая версия для дорог общего пользования, построенная в двух экземплярах.

Флагманское купе Aston Martin Vanquish стало самой дорогой серийной машиной дизайна Яна Каллума.

Именно Aston Martin DB7 принес Яну Каллуму всемирную известность. В дальнейшем идеи облика этой машины будут проявляться и в других работах шотландца.

Мускулистый Ford Escort RS Cosworth – особая гордость Яна. Над ним мастер работал в сотрудничестве со своим товарищем Питером Хорбури – тоже известным дизайнером Ford и Volvo.

Под стильным кузовом двухместной барчетты Ford Ghia Zig (1990 год) скрывается механическая «начинка» модели Fiesta.

Футуристический прототип Ford Ghia Zag в 1990 году стал предвестником эры компактных минивенов.

Детские мечты

В 1999 году на волне успеха Каллум воплощает свою детскую мечту в жизнь – переходит в Jaguar. В течение последующих лет он создает серию оригинальных концептов: R-Coupe, RD-6, Advanced Lightweight Coupe, C-XF. И если первые два так и остались перспективным видением, то другие легли в основу серийных моделей XK и XF, которые формируют современный модельный ряд «кошек». Фейслифтинг седана S-Type и корма универсала X-Type также принадлежат перу Каллума. Кроме того, некоторое время Ян параллельно руководил дизайном Aston Martin (в то время марка также принадлежала Ford). Он успел сделать первые наброски новой модели DB9, законченной позже датчанином Хенриком Фискером. Последней на сегодня работой талантливого дизайнера стала кардинальная смена имиджа культовой модели Jaguar XJ. Новое поколение автомобиля создано с чистого листа – без оглядки на предшественников. Такая радикальность Каллума удивляет, ведь сам он неоднократно заявлял, что его автомобильной иконой всегда был именно оригинальный XJ образца 1968 года.

Сейчас Каллум вместе с женой и двумя сыновьями живет в графстве Оксфордшир. Шотландец продолжает возглавлять отдел дизайна Jaguar. На стенах его офиса вы всегда можете увидеть фотографии эпохальных моделей Jaguar и Aston Martin, хотя на рабочем столе находится масштабная версия купе Ford Model B образца 1932 года. «Живая» такая машина с 450-сильным V8 под капотом – любимая «игрушка» Каллума, о которой он мечтал, будучи 14-летним подростком. Что ж, мечты сбываются…

Роман Базай
Фото фирм-производителей