Китайцы идут!
Итоги продаж в феврале 2007 года: В феврале 2007 года китайские автомобили сделали первый заметный прорыв на украинском рынке – продукция Chery продавалась активнее многих японских и европейских марок, в то время как «ВАЗ» начал сдавать позиции.
В феврале 2007 года китайские автомобили сделали первый заметный прорыв на украинском рынке – продукция Chery продавалась активнее многих японских и европейских марок, в то время как «ВАЗ» начал сдавать позиции. |
Китайцы захватывают авторынок по тому же сценарию, что и корейцы десять лет назад. И те и другие прозондировали почву в странах, где еще не сложились потребительские предпочтения относительно автомобильных брендов, и выяснили, что им как нельзя кстати подходит бывший СССР, где все несоветские машины именуются емким словом «иномарка».
Проторенным путем
Вспомним, как робко начинали завозить корейские машины и какими они тогда были. Например, Daewoo Racer когда-то был точной копией Opel Kadett. Потом появились собственные разработки – Nexia и Espero (второй этап развития местного автопрома). Далее – сотрудничество с мировыми дизайнерскими ателье, результатом которого стали модели Lanos и Leganza, способные конкурировать с европейскими автомобилями.
Компания Kia, как и китайцы сейчас, начала завоевание рынка с внедорожника: в 1997 году Sportage стала самой продаваемой из трех сотен машин Kia, реализованных за год в Украине. По уровню разработок моделей китайский автопром сейчас находится на втором этапе развития, и всего через каких-то пару лет эти автомобили смогут конкурировать сначала с корейской, а потом и с автопродукцией других стран.
Стратегия захвата рынков уже разработана. Так, компания Daewoo Motors, появившись в Украине, сразу же купила здесь крупнейший автозавод (как и еще в двух ближайший странах), а с ним – и наибольшую сеть сбыта. В результате марка за считаные годы стала одним из лидеров рынка, потеснив всех его старожилов.
В Европе о корейских автомобилях десять лет назад мало кто слышал: в начале 1997 года максимум, чего добился Daewoo Lanos, – место в седьмом десятке рейтинга моделей. А в рейтинге марок и вовсе все корейские производители числились в графе «Прочие» с общим результатом не более 2% рынка (см. «АЦ» № 26, 27 за 1998 г.). Сегодня в Европе их доля доходит до 4,6% (данные АСЕА), то есть увеличилась вдвое. В Украине же корейцы занимают чуть меньше 30% рынка.
Китайцы движутся проторенным путем корейцев. Они уже купили несколько заводов в Корее и России, а в Украине действуют посредством крупнейших операторов рынка – «АИС», «Атлант-М» и «УкрАвто». Мало того – постепенно запускается сборка китайских машин в Украине! Успех Chery в феврале – первый признак удачной стратегии. Пережив период подражания с моделями QQ и Flagcloud и пробным заходом в Украину, китайская компания появилась на нашем рынке во второй раз – теперь уже с более серьезным партнером («УкрАвто») и усовершенствованными автомобилями. Всего две модели – Amulet и Eastar – вывели марку в феврале на 16 место рейтинга продаж. А Amulet, относящаяся к С-классу, стоимостью $10–11 тыс., опередил по продажам такие популярные в нашей стране машины, как Daewoo Nexia и Ford Fiesta. В мае–июне модельная линейка Chery будет состоять из пяти единиц (включая легкий внедорожник), а общие продажи марки должны составить не менее 1000 экземпляров в месяц. Недавно стартовавшая сборка на Кременчугском заводе другой китайской модели – Geely CK – также поспособствует увеличению продаж.
Куда уходит «ВАЗ»?
Продажи новых легковых автомобилей за февраль в Украине продолжили тенденции, наблюдавшиеся в январе 2007 года. Авторынок по-прежнему растет: в последнем месяце зимы было продано 25404 новые легковушки, что на 31% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Впрочем, рост рынка несколько замедлился: по сравнению с январем, февральские продажи больше всего на 3%. Это объясняется муссированием слухов о возможном снижении пошлин в связи со вступлением Украины в ВТО. Но заверения крупнейших операторов рынка в том, что резкого и скорого падения цен на автомобили не предвидится, уже в марте активизировали продажи.
Главная тенденция 2007 года – продолжающаяся утрата позиций лидера рынка, автомобилей Lada. В феврале «ВАЗ» уступил еще 3% конкурентам (в том числе и китайцам), и теперь на его долю приходится лишь 21,6% рынка, а ведь еще год назад этот показатель составлял 30%! Ситуацию не спасла даже новая модель – хэтчбек Lada 11193. По информации Auto-Consulting, в Киеве «ВАЗ» уже не только утратил лидерство (занимает 11% рынка), но и рискует потерять второе место. А конкуренты-то не дремлют – Daewoo, Kia, Dacia и те же китайцы увеличили свою долю рынка по сравнению с январем 2007 г.