X

Китайцы ставят рекорд

В минувшем году на Земле выпустили 47,5 миллиона автомобилей. Это – очередной рекорд. На сей раз рост производства обеспечили развивающиеся страны.

В минувшем году на Земле выпустили 47,5 миллиона автомобилей. Это – очередной рекорд. На сей раз рост производства обеспечили развивающиеся страны.

В минувшем году на Земле выпустили 47,5 миллиона автомобилей. Это – очередной рекорд. На сей раз рост производства обеспечили развивающиеся страны.

За последнее время явно «провальных» лет по показателям продаж и выпуска автомобилей было совсем немного. Так, «неурожайными» для автопроизводителей оказались 1980, 1982 и 1990 годы, когда объемы выпуска машин существенно снизились. В целом же тенденция роста оставалась весьма стабильной, особенно в новом тысячелетии. В 2000 году, по данным швейцарского каталога Automobil Revue, в мире было произведено 41,5 млн., в 2001-м – 45 млн., а в 2002-м – 46,7 млн. новых машин. Правда, существенная разница в показателях за 2000 и 2001 годы вызвана вовсе не бурным ростом активности производителей, а тем, что в мировые сводки начали включать внедорожники, которые раньше считали отдельно или вместе с пикапами (как это делают в Америке). Основной причиной таких изменений называют появление все большего числа кроссоверов, которые можно отнести как к легковым универсалам, так и к внедорожникам.

Сенсация отменяется

В начале года Toyota объявила, что стала вторым автопроизводителем в мире, обогнав по объемам выпуска машин концерн Ford. Впрочем, по предварительным данным Automobil Revue, «статус кво» не нарушен, и состав первой тройки автогигантов не изменился. Самым крупным в мире по-прежнему остается концерн General Motors. В минувшем году с учетом свежеприобретенной Daewoo он выпустил 8,3 млн. автомобилей (по сравнению с 2002-м рост составил 7,1%). На втором месте – Ford с 5,79 млн. машин (на 1,1% меньше, чем год назад), а на третьем – Toyota (+ 5,5%), общий объем производства которой составил 5,6 млн. Недавно руководители Toyota сами подтвердили, что несколько ошиблись в предварительных подсчетах – компании не удалось обогнать Ford.

Зато во второй части топ-шестерки произошли изменения. В «турнирной таблице» передвинулся с пятого на четвертое место альянс Renault/Nissan, потеснивший VW Group. Французам и японцам совместными усилиями удалось выпустить 4,8 млн. автомобилей (+ 2,9%), а вот немецкий концерн даже при 1,6-процентном увеличении производства построил всего 4,7 млн. машин, заняв пятое место.

У DaimlerChrysler в 2003-м был отмечен 5,8-процентный спад – за год альянс выпустил 4,2 млн. автомобилей.

Западная Европа

В минувшем году в Старом Свете объемы производства авто снизились. По данным того же Automobil Revue, в 2003 году на заводах Западной Европы было выпущено 14,9 млн. машин, а в 2002-м – 15,2 млн. Еще один показатель – объемы продаж – также оказался «в минусах». По данным АСЕА, с января по декабрь 2003 года в Западной Европе реализовано чуть более 14,2 млн. автомобилей, тогда как за 2002 год – почти 14,4 млн. Спад отразился на всех местных производителях, кроме концерна BMW, в упряжке которого особо резво тянула «лошадка» Mini. Зато практически у всех японских и корейских марок, за редким исключением, отмечался рост продаж в Европе. Но, похоже, европейские автопроизводители твердо решили изменить эту тенденцию. Чуть ли не себе в убыток они предлагают сумасшедшие скидки и заманчивые акции. Чем закончится такое заигрывание с потенциальным покупателем – покажет время.

Восточная Европа

В Восточной Европе отмечался рост производства. В 2003 году здесь выпустили 2,36 млн. автомобилей, тогда как в 2002-м – 2,25 млн. Весьма ощутимо увеличились объемы выпуска машин в России, Польше, Румынии, Югославии, Словакии и, как мы уже сообщали ранее, в нашей стране. Спад производства отмечался в Словении, Венгрии и Чехии. Очевидно, в ближайшие несколько лет в Восточной Европе объемы выпуска машин по-прежнему будут расти. Это связано с тем, что несколько автомобилестроительных концернов уже разместили либо приняли решение построить свои новые заводы на территории стран этого региона. В частности, речь идет о Чехии, Польше и Словакии. Например, в Словакии, где еще несколько лет назад не было никакой автопромышленности, сегодня выпускают Volkswagen, Seat и даже Porsche (всего 237 тыс. машин в год). Там также строятся заводы PSA/Peugeot-Citroёn и Hyundai Motors. Как заявил президент Словакии Рудольф Шустер, к 2007 году в этой стране планируется собирать 600 тыс. автомобилей в год.

Северная Америка

Три державы этого континента – США, Канада и Мексика – вместе выпустили 11,9 млн. машин (год назад – 12,4 млн.). Спад производства коснулся всех стран, особенно США – там оно снизилось с 9 до 8,8 млн. По данным Automotive News, продажи в этой стране в минувшем году достигли 16,7 млн., что на 1% меньше, чем в 2002-м. Но, судя по информации в прессе, американцы пока не очень переживают по этому поводу. Последние пять лет янки крайне активно покупают машины. А пик продаж автомобилей пришелся на 2000 год. Тогда впервые за всю 107-летнюю историю автомобилестроения в этой стране было продано 17,4 млн. транспортных средств. Прошлый год оказался более удачным для иностранных брэндов, нежели для местной «большой тройки» – GM, Ford и DaimlerChrysler. На долю американских концернов в минувшем году пришлось 44,9% рынка, и у каждого из них наблюдался спад продаж. Toyota же по итогам 2003-го оказалась самым продаваемым в США брэндом – 1,86 млн. автомобилей – и смогла похвастаться ростом продаж (+6,3%) по сравнению с 2002 годом. Среди других представленных в США производителей самый значительный рост наблюдался у Honda, Nissan, BMW и Porsche. Наибольший спад (– 42%) отмечен у Isuzu.

Азия

В азиатском регионе в минувшем году выпустили 15,9 млн. автомобилей (по данным Automobil Revue). Больше всех отличился Китай, за счет которого, в общем-то, и был поставлен очередной мировой рекорд. Если еще не так давно в статистических сводках эту страну относили к категории «и другие», то за последние два года ее «кусок» в мировом «пироге» автопроизводства становится все больше. В частности, в прошлом году в Китае выпустили почти 1,96 млн. автомобилей, что на 75,3(!)% больше, чем в 2002-м. Кстати, рост производства в этой стране не случаен. Как сообщает Wall Street Journal, по итогам прошлого года Поднебесная занимает первое место в мире по объемам прямых иностранных инвестиций, которые составили около $60 млрд. И самые крупные из них приносят в страну именно автомобилестроители. Впрочем, Китай пока остается третьим по объемам выпуска машин в Азии. Первое место много лет подряд удерживает Япония (8,8 млн.), а второе – Корея (2,8 млн.). Кстати, по сравнению с 2002 годом в Японии наметился спад, а в Корее – наоборот, подъем производства. Также существенно увеличился выпуск авто на Филиппинах, в Индии, Узбекистане и Турции.

Тенденции

Таким образом, несмотря на некоторый спад в развитых странах, общее производство и продажи новых автомобилей в мире постепенно растут. Причем наиболее заметно – в активно развивающихся государствах, в том числе Юго-Восточной Азии и Восточной Европы. В «автомобильных» державах Западной Европы и Северной Америки снижение покупательской активности заметно, но объемы продаж и производство машин «на душу населения» остаются столь высокими, что Азия еще не скоро догонит эти страны.

Еще одна тенденция, которая сегодня прослеживается, – автомобилестроители все ожесточеннее вступают в схватку за покупателя, создавая новые модели, придумывая новые классы, снижая цены, предлагая всевозможные акции и бонусы. А поскольку для небольших компаний это довольно сложно, происходит все более плотное слияние капиталов, платформ, появление общих заводов и сбытовых сетей. Возможно, что через 10 – 15 лет в мире останется всего 3 – 5 концернов, которые будут выпускать автомобили под различными марками.

Производство машин по странам и континетам, 2003 г, шт

 Северная Америка
США8 828 465
Канада2 065 678
Мексика1 039 805
Всего11 933 948
 Южная Америка
Бразилия1 558 377
Аргентина115 328
Всего1 673 705

 Западная Европа
Германия4 817 366
Франция3 323 460
Испания2 660 588
Великобритания1 659 690
Италия1 033 144
Бельгия 808 617
Швеция287 745
Голландия164 956
Португалия150 808
Австрия87 200
Всего14 993 574

 Восточная Европа
Россия 1 026 095
Чехия436 297
Польша294 450
Словакия237 000
Венгрия122 350
Словения118 199
Румыния73 648
Украина41 621
Югославия13 000
Всего2 362 660

 Азия
Япония8 884 024
Корея2 819 431
Китай1 955 729
Тайвань272 610
Таиланд213 947
Малайзия305 166
Филиппины12 161
Индия815 787
Иран375 962
Узбекистан33 500
Турция267 129
Всего15 955 446

Австралия384 236
Южная Африка249 228

Светлана Скрипка

По материалам каталога Automobil Revue, газет Automotive News Europe и Wall Street Journal