X

KLO – за альтернативные источники энергии

Сегодня вопросы защиты окружающей среды становятся все более актуальными. Прежде всего, это касается автомобилей. Отрадно, что в Украине есть компании, заботящиеся о здоровье своих граждан, инвестирующие большие средства в зеленые технологии. Среди них в первых рядах – столичная сеть АЗС KLO. О новых экологически чистых технологиях мы беседуем с совладельцем и финансовым директором компании Игорем Чернявским.

? Компания, которая продает источник энергии (топливо), сама пользуется солнечной энергетикой. Как вы к этому пришли?

Первые солнечные батареи на наших заправочных станциях появились еще в 2007 году. Это сейчас, после повышения цен на энергоносители, многие начали задумываться об экономии. А десять лет назад, это было нереально. Когда мы внедряли свои экопрограммы, то исходили из того, чтобы не копать и не прокладывать дополнительные провода на станцию, не увеличивать мощности на отопление газом… И мы этого добились.

? В 2007–2010 гг. не было программы, при которой самим можно было вырабатывать электроэнергию, а излишек продавать государству…

Да, верно. Дело в том, что на малых генерациях (от 100 до 1000 кВт) вся система контроля и учета, которую навязывает РЭС, может стоить в три раза дороже, чем сама генерация. И то, что потом за это заплатят большие деньги, уже просто не имеет смыла.

Другое дело, когда ты делаешь станцию на несколько мегаватт и тебе нужно проложить кабель-трассу. В нашем случае мы просто себя диверсифицируем и делаем сбалансированным источником. Пики потребления энергии обычно возникают зимой (на кондиционирование) или летом (на обогрев). Поэтому зимой мы используем твердотопливные котлы, которые срезают эти пики, а летом задействуем солнечные батареи.

Когда мы делали первый большой комплекс, то исходили из того, что нам нужно было заплатить за электрическую часть 200 тыс. долларов. Это и установка более мощной трансформаторной подстанции, и прокладка кабель-трассы на 5 км, и новые разрешения… Но мы по­шли другим путем: оборудовали крышу заправки солнечными батареями. По стоимости уложились в 100 тыс. долларов. Фактически, этот объект у нас «отбился» в день запуска. И вместо 140 тыс. кВт в месяц по пикам в декабре, январе и феврале он стал потреблять средние 55 тыс. кВт в месяц. Причем равномерно на протяжении всего года. И теперь мы не покупаем электроэнергию сверх этого показателя.

Система солнечных батарей, установленная на одной АЗС, окупилась сразу же после введения ее в эксплуатацию

? Получается, что на всех автозаправках сегодня должны стоять солнечные батареи? Ведь это же выгодно!

Не совсем так – заправка заправке рознь. Мы сейчас говорим о заправках, где есть офисный центр, работают порядка 100 человек, имеется кафе, большой магазин. В кафе, допустим, каждый день обедают 300–400 человек и еще 200 – ужинают.

? Вы открыли первую автозаправку еще в 1993 году, занимаетесь и сегодня бензиновым и дизельным топливом. Но все равно говорите об альтернативе… То есть вы считаете, что топливный бизнес конечный?

Все бизнесы конечны. Бензина или дизтоплива рано или поздно не будет, может, даже быстрее, чем кому-то кажется. Возможно, через 20 лет или через 10.

Во многих странах с 2030 года вообще вскоре не будут выпускать автомобили с двигателями внутреннего сгорания. Германия, Франция или, например, Норвегия стремятся к тому, чтобы у них уже 30, 40, а то и 50% электричества вырабатывалось ветровой или солнечной энергетикой.

У нас в стране солнечная энергетика самая неудобная. Она выдает электричество только тогда, когда есть солнце. И при этом не должно быть сильно жарко, ведь в противном случае батареи перегреваются, возникает проблемы сохранения излишка, а это все деньги. Также нелегко предоставить такое электричество потребителю.

? А как насчет нескольких крупных гелий-станций, которые уже есть на юге?

Для общего баланса это все хорошо. Но мы еще не пришли к ситуации, как в Германии или Англии. У них бывают дни, когда цена электроэнергии отрицательная. Это потому, что генерация обгоняет потребление. Электричество просто некуда девать. Людям ведь не скажешь, мол, включите свет. А здесь над этим вообще никто не думает. Японцы, например, размышляют над водородом – как по мне, это единственный естественный путь складирования такой электроэнергии. Потратив излишки энергии на водород, завтра, условно говоря, его можно сжечь в специальных двигателях и получить энергию, например, ночью. Но все это деньги.

? Сегодня мы наблюдаем всеобщее восхваление электромобилей, это уже перегретая тема. А как вы относитесь к перспективам автомобилей, которые работают на водороде?

Я думаю, что право на существование имеют как электромобили, так и водородные автомобили. Электромобили у нас в стране подходят лишь для определенного круга лиц. Допустим, как вторая машина в семье или третья. Если у вас частный дом – то это вообще идеальное условие. Но если вы живете в обычном доме в городе, то у вас будет много неудобств. Владелец такого авто вынужден будет преодолевать ряд трудностей: находить места зарядки и стоянки, прокладывать маршруты и т.д. Если появятся условия для развития сетей и не нужно будет тратить время на поиск заправок (так как они будут на каждом углу), тогда автомобили займут свои 50% рынка, причем довольно быстро, может, даже в течение 10 лет.

? Электромобили – уже готовый продукт или прототип? Ведь машины, которые есть сегодня, многих не устраивают…

Сам по себе электромобиль – сегодня уже нормальная техника. И если есть люди, которым она походит, то почему бы и нет? Если вы живете в частном доме и не собираетесь ездить из Киева в Николаев, Одессу или Львов, а ездите по городу и вокруг, то вам такой автомобиль однозначно подходит.

? В данном аспекте гораздо шире круг возможностей у гибридных автомобилей, которые совмещают в себе ДВС и батареи, – на них можно ездить не только по городу…

Сегодня нужно смотреть на одноклассников – и тогда уже сравнивать цены. Электромобиль всегда будет дороже, ограничивая в то же время в некоторых действиях. Я, например, откатал на электрическом Volkswagen Golf ползимы и вижу как плюсы этой машины, так и минусы. И не только в том, что батарея большая или маленькая. Все нюансы, которые связаны с эксплуатацией электромобиля, нужно просто прочувствовать на себе. Ведь один может видеть проблему, а другой готов преодолевать сложности и  читает, что это – своего рода развлечение.

? То есть на ваших АЗС еще долгое время будут стоять и колонки с традиционным топливом, и электрозаправки?

Даже если Европа в 2030 году откажется от производства автомобилей с ДВС, то еще как минимум 10 лет эти машины будут ездить. И они приедут к нам. Появятся и машины на водороде. Но это уже целая индустрия – и электричество, и водород, и ее нужно сюда «затянуть».

Кроме самих машин есть и сопутствующие товары, например, зарядка, зарядные устройства, приложения по отслеживанию заряда и др. В Украине никто за это платить не хочет. Все думают, что электричество будет бесплатным.

Но ведь за оборудование и электроэнергию нужно платить. Одна быстрозарядная станция (суперчаржер) стоит 25–30 тыс. евро. Чтобы получить лимит электричества на станции, допустим, 50 кВт, надо потратить еще 20–50 тыс. долларов. Цена электричества постоянно растет. И бизнес не будет работать в убыток.

Поэтому дешевая электро­энергия перестанет быть дешевой для автомобилистов, как только на нее появится массовый спрос.

СПРАВКА АЦ

Столичная сеть АЗС KLO сегодня работает в Киеве, Киевской, Житомирской и Черниговской областях и состоит из 60 современных автозаправочных комплексов, ресторанов и экологически чистых электростанций, которые генерируют энергию солнечных лучей. Игорь Чернявский увлекается автомобилями и утверждает, что качество топлива для него – это личная ответственность, а не профессиональный термин.