Когда ВАЗов будет вдоволь?
Наиболее популярные модели ВАЗов сегодня в дефиците. Почему не хватает «Жигулей» и «Самар», а также когда их сможет купить любой желающий, попытался выяснить корреспондент «Автоцентра». |
ВАЗы – как мед: если есть, сразу нет
С ВАЗами в столичных автосалонах сложно – полного модельного ряда этих
машин почти нигде нет. Так, один из самых популярных – «вазовский» универсал
2104 в продаже большая редкость. Можно купить ВАЗ-2107. Причем в наличии
машины как украинской сборки (с двигателем 1,5 л) из Луцка, Херсона или
Кременчуга, так и российские – с мотором 1,6 л. Несложно подобрать и «Ниву»,
причем в зависимости от автосалона предложат машину «родом» из Тольятти
или Луцка.
Больше хлопот с «Самарами» – выбрать эту машину можно не в каждом салоне.
Если повезет, «девятку» украинской сборки можно приобрести за 31 тыс.
грн. ($5850), российской – на 2 – 4 тысячи гривен дороже. За российскую
ВАЗ-21099 некоторые продавцы просят больше $7000. При этом о выборе цвета
или модификации зачастую можно и не мечтать. Не очень много машин «десятого»
семейства, да и цены «кусаются». Например, ВАЗ-21103 (седан с шестнадцатиклапанным
мотором) в отдельных салонах стоит 40 – 42 тыс. грн. (около $8000). В
некоторых автосалонах можно найти «шестерки», собранные в Ижевске.
Квоты, и не только
Таким образом, самые популярные «четверки» и «девятки» оказались в дефиците,
а цены на «десятки» поднялись на небывалые для российских машин высоты.
Это стало возможным по целому ряду причин.
Скажем, дефицит ВАЗ- 2104 вызван банальным отсутствием новых машин.
Дело в том, что «АвтоВАЗ» снял «четверку» с производства на главном конвейере
в Тольятти и передал право изготовления «ИжАвто». На этом предприятии
уже выпустили первую партию машин, но в серийных объемах их пока не производят.
По оценкам специалистов, «четверки» из Ижевска появятся в Украине только
через несколько месяцев.
Из-за недопоставок «АвтоВАЗом» машинокомплектов на украинские заводы
ВАЗ- 21093 и -21099 собирают в небольших количествах, что не может покрыть
спрос на них. Завозить эти машины готовыми из России также проблематично.
Ведь в Украине действуют квоты на ввоз российских автомобилей с двигателями
от 1,0 до 1,5 л. Для удовлетворения потребностей растущего отечественного
авторынка квота в 15777 автомобилей оказалась недостаточной. Мало того,
что машины в Украину поступали неравномерно – в первом полугодии их импортировали
больше, чем во втором. Квоты не касаются машин с объемом двигателя свыше
1,5 л, поэтому с наличием ВАЗ-21074 и ВАЗ-21213 все в порядке. Ограниченное
количество ввезенных автомобилей, порождающее дефицит на внутреннем рынке,
а также политика постоянного повышения цен на ВАЗы приводит к существенному
подорожанию российских машин.
ВАЗы будут. Скоро
Когда российские машины станут доступны для украинцев как по цене, так
и «физически» – в автосалонах? На этот вопрос эксперты отвечают по-разному
(см. мнения). С одной стороны, для оптимистических прогнозов есть немало
предпосылок. Так, министр экономики Валерий Хорошковский недавно заявил,
что Украина будет пересматривать квоты на импорт российских легковушек
в сторону увеличения. Назывались даже цифры – примерно 2,5 тыс. автомобилей
дополнительно. Это должно наполнить рынок дефицитными моделями и несколько
стабилизировать цены. Более того, согласно Закону Украины «О применении
специальных мер для импорта в Украину» при продлении квотирования импорта
квоты необходимо последовательно либерализовать. Но даже если правительство
разрешит увеличить ввоз ВАЗов, то не ранее, чем в следующем квотном периоде,
который начнется 8 декабря 2003 г. Ввезенные после этого машины появятся
в продаже не ранее 2004 года.
Второй источник поступления «девяток» должен открыться уже через месяц
– в октябре 2003 года. Речь идет о начале полномасштабной сборки этих
машин на Запорожском автомобилестроительном заводе. Если выпуск пойдет
по плану, через месяц-другой дефицит ВАЗ-21093 и -21099 будет ликвидирован.
Но некоторые эксперты сомневаются в оптимистическом развитии событий.
Они ссылаются на не совсем удачный опыт «ИжАвто», на котором налаживали
сборку «шестерок» несколько месяцев. Кроме того, нет гарантии, что «АвтоВАЗ»
будет бесперебойно поставлять комплекты для сборки «девяток» в Запорожье,
ведь в Луцк и Херсон они отправляются неритмично.
С ценами на автомобили «десятого» семейства также возможны два сценария.
Если по квотам начнут завозить только «десятки» (остальные модели будут
производиться в Украине), то их стоимость несколько снизится. С другой
стороны, «АвтоВАЗ» в последнее время выводит «десятое семейство» из сегмента
недорогих автомобилей. То есть на дешевые машины надеяться не приходится.
В ожидании дефицита
Какой из прогнозов развития рынка станет реальностью – покажет время.
А пока потенциальным покупателям ВАЗов следует обратить внимание на «семерки»
и «Нивы», которые вскоре может постигнуть судьба «четверок».
|
|
|
Квота в 2003 г.* |
|