X

Количество АЗС в Украине не спешит увеличиваться

Из-за того, что собственники АЗС не торопятся возобновлять финансирование строительства новых комплексов или ребрендинга и реконструкции новоприобретенных объектов, компании-строители и поставщики оборудования не могут восстановить утраченные в 2009 году обороты.

Компании, специализирующиеся на строительстве АЗС, информирует ubr.ua, констатируют, что преодолеть кризис, настигший их в прошлом году, пока не удается. «Ситуация не улучшилась. Многие проекты сейчас просто заморожены – заказчики просят подождать, пока не будут известны окончательные результаты выборов», – отмечает директор по развитию компании «Лигир-ИТБС» Лариса Иванова.

С ней соглашается директор ООО «Рохе Петрол Сервис Украина» Павел Виткин: «В первую очередь это касается крупных контрактов. Игроки-тяжеловесы более остальных привязаны к политической ситуации». По его словам, предвыборная неразбериха, помноженная на традиционный мертвый сезон, стали причиной не лучшего старта для рынка в новом году. К тому же по-прежнему сказывается дефицит оборотных средств у большинства сетевиков и пресс долларовых кредитов, сходятся во мнении участники рынка. В результате объемы заказов упали в два и даже в три раза по сравнению с докризисными.

И все же без работы компании не остаются. «Частично загрузку обеспечивают еще прошлогодние объекты. Но основная доля работ сейчас приходится на сервисное обслуживание – ремонтные работы, реконструкцию. Правда, и здесь бюджеты, выделяемые заказчиками, сократились», – констатирует господин Виткин, добавляя, что относительно стабильным спросом сейчас пользуется смежное направление – продажи автомоечного оборудования. В качестве тенденции можно отметить, что ужесточившаяся конкуренция толкает компании на предоставление комплексных услуг – от оценки приобретенных станций, проектных решений до поставки, монтажа, гарантийного и постгарантийного обслуживания. Учитывая ограниченные финансовые возможности, строители АЗС, идя навстречу клиенту, даже осваивают поставку б/у оборудования.

Впрочем, доступность подержанных колонок в ближайшей перспективе окажется под угрозой. «Ресурс, который активно завозили в течение предыдущих шести лет, сейчас очень ограничен. Старых б/у колонок, к которым у нас привыкли, уже практически не осталось. А те, что можно привезти сейчас, колонки 2000-х гг., которые поменяли за рубежом на новые, чтобы соответствовать более жестким корпоративным требованиям или по какой другой причине, стоят дорого. Поэтому перспективы у этого рынка минимальны», – считает господин Виткин. Особенно в контексте того, что украинские производители («Славутич», «Шельф») предлагают также довольно низкие цены по сравнению с импортным оборудованием.

«Украинское оборудование также привязано к доллару и евро, поскольку комплектующие – от гидравлики до пистолетов – это все привозное. Но рамы, корпусы и прочее делается в Украине, сборка происходит тут. Это дает украинскому продукту ценовое преимущество, ввиду которого его продажи в кризис чувствуют себя достаточно уверенно», – резюмирует глава «Рoхе Петрол Сервис Украина». В погоне за клиентом украинские компании выходят на внешние рынки. «Мы успешно презентовали наши нефтеналивные бункеровщики на профильной выставке в Амстердаме. Сейчас ведем переговоры с несколькими заказчиками», – говорит госпожа Иванова. Продолжает продвигаться на среднеазиатский рынок компания «Скиф-аналит», начав еще в прошлом году сотрудничать с Туркменией.

По словам независимого наблюдателя, уход на внешние, как и на смежные, рынки происходит из-за того, что кризис еще больше обострил конкуренцию в Украине: «В погоне за заказчиком некоторые компании готовы предоставлять все больший дисконт, что сказывается на рентабельности. Вот наши игроки и ищут выход там, где их труд будет соответственно оплачен». И все же на перспективы этого года участники рынка смотрят с оптимизмом. В 2010 г. намечается несколько крупных проектов по ребрендингу, а также модернизации («ТНК-ВР Коммерс» по переформатированию сети компании «Вик-Ойл», трех десятков одесских АЗС, приобретенных азербайджанской Socar).

Стоит отметить, что именно реконструкция и ребрендинг АЗС последние годы являются наиболее востребованными услугами – около 80% заказов. Строить же автозаправочные станции с нуля по-прежнему решаются лишь некоторые компании, в связи с чем количество автозаправок в Украине за последние два года практически не изменилось.