Кто убил General Motors?
9 лет его правления закончились полным крахом крупнейшего автомобильного концерна Америки и мира. Об отставке его попросил сам президент США. И он ушел, но на прощанье сказал, что своим уходом спасает американского автопроизводителя № 1. Итак, кто он – Рик Вагонер?
9 лет его правления закончились полным крахом крупнейшего автомобильного концерна Америки и мира. Об отставке его попросил сам президент США. И он ушел, но на прощанье сказал, что своим уходом спасает американского автопроизводителя № 1. Итак, кто он – Рик Вагонер?
Рик Вагонер родился 9 февраля 1953 года в Вашингтоне, а вырос на юге США. С ростом в 1,93 метра он вполне мог бы сделать карьеру баскетболиста и даже добился определенных спортивных успехов, играя за «Голубых дьяволов» из университета Дьюка. Но вышло по-другому. В 1975-м Вагонер закончил университет и поступил в Гарвардскую бизнес-школу. Спустя два года Рик получает степень магистра делового администрирования. В том же году началась его карьера в General Motors.
Молодой и перспективный
Прежде чем пробиться к вершине GM, бывшему баскетболисту пришлось основательно «побегать» по всему миру, хотя и в пределах одной компании. В течение 15 лет Вагонер на разных постах вел финансовые дела концерна в Бразилии, Канаде и Европе. В 1992-м он с триумфом вернулся в Детройт, а в 1994-м встал у руля Североамериканского подразделения концерна, ключевого в GM. 1 июня 2000 года Джордж Ричард Вагонер возглавил крупнейшую автомобильную империю в мире. В свои 47 лет он стал самым молодым главой концерна за всю его историю. В нем, «джиэмовском» до мозга костей, видели человека, который сумеет реформировать устаревшую структуру автоконцерна и поднять его на новые высоты.
А реформы были крайне необходимы. Конечно, General Motors, как и прежде, находился в авангарде мирового автопрома, а его индустриальная мощь не вызывала сомнений. Но даже на вотчине концерна, в Северной Америке, популярность его машин постепенно снижалась. В американских авто начали разочаровываться сами американцы. Из-за нехватки потребительского внимания Вагонеру пришлось закрыть в 2000 году бренд Oldsmobile, и критики уверяли, что за ним должны последовать Pontiac и Buick. Ситуацию нужно было исправлять. В поисках выхода Вагонер нанял на должность главы отдела планирования продукции Роберта Лутца, ранее работавшего на Ford и руководившего Chrysler. Но при всем своем опыте и знании дела Лутц мог действовать только в рамках корпоративной стратегии, а ее-то как раз и надо было менять. Доминирующую роль в производственных планах концерна играли крупные внедорожники и пикапы. При этом верхушка GM не уделяла должного внимания разработке новых моделей и активному продвижению в другие сегменты. Однако приоритетная продукция приносила прибыль в копилку GM, а на остальное Вагонер закрывал глаза.
Прибыль исчезла
Данная политика продемонстрировала все свои недостатки в 2005 году, когда цены на нефть стремительно взлетели вверх. Содержать массивных «прожигателей» бензина многим американцам стало невыгодно. Стратегия автогиганта обернулась против него. Правила игры изменились, но Вагонер не смог найти адекватное решение. GM понес убытки в размере $10 млрд. – примерно на два миллиарда больше, чем его суммарная прибыль с 2001 года. Глава концерна направил усилия на разработку более экономичных силовых агрегатов. Однако и это было сделано для того, чтобы вернуть привлекательность приоритетным крупным моделям.
Летом 2008-го стоимость барреля нефти побила все рекорды и росла практически ежедневно. GM, который только начинал приспосабливаться к новым реалиям, оказался к этому не готов. Продажи катастрофически падали, и вернуть средства, вложенные в различные инновации, не представлялось возможным.
Осенью 2008-го General Motors отметил свой сотый юбилей, получив ко дню рождения, мягко говоря, нежеланный подарок. Мировой финансовый кризис нанес мощный удар по мировой автоиндустрии, вызвав небывалый спад продаж. Кризис стал тем последним гвоздем, который наглухо заколотил крышку гроба GM. «Кислорода» оставалось на считанные месяцы.
Впервые перспектива банкротства была озвучена на самом высоком уровне в ноябре 2008-го. Денежные средства концерна, необходимые для ведения дел, стремительно таяли и должны были иссякнуть до конца года. Тогда Вагонер обратился за помощью к государству. Он рассчитывал получить от него $25 млрд., чтобы концерн мог протянуть еще хотя бы пару месяцев. Власти США согласились оказать GM финансовую поддержку, и накануне Рождества Джордж Буш выделил для GM $13 млрд. финансовой помощи. Следующий президент США, Обама, взявшись за возрождение американской автоиндустрии, сообщил, что «это потребует жертв от всех сторон, вовлеченных в процесс». И одной из них стал глава GM. Рик Вагонер покинул свой пост за два месяца до того, как General Motors объявит о банкротстве, хотя фактически считался руководителем GM до 1 августа, и только после этого ушел из концерна, которому отдал 32 года жизни.
«Я приношу себя в жертву и своим уходом спасаю GM», – подытожил Вагонер, слагая с себя полномочия. Принудительная жертва Вагонера была вполне прогнозируема и закономерна. В начале его правления General Motors приносил прибыль на уровне 4,5-5 миллиардов долларов в год. А перед самым его уходом общие убытки GM превысили планку в $80 млрд. За девять лет, на протяжении которых Вагонер возглавлял концерн, доля последнего на «домашнем» рынке уменьшилась примерно на 6%, а продажи сократились почти вдвое. По итогам 2008 года General Motors занял второе место в мире по объемам производства, уступив Toyota. К концу же нынешнего года он, скорее всего, отдаст «серебро» VW и может рассчитывать на третье место.
В течение следующих 5 лет Вагонер будет получать выходное пособие, которое в сумме составит около $8,6 млн.
Осколки империи
В июле американский автогигант под руководством Фрица Хендерсона завершил процедуру банкротства. Концерн достиг предварительных соглашений о продаже Saab, Saturn и Hummer, которые должны покинуть семью GM до конца текущего года. К этому же времени закроется Pontiac и будет продан контрольный пакет акций Opel. Так что былую славу автогигант будет возвращать себе при помощи только 4 брендов – Chevrolet, Cadillac, GMC и Buick. Но сколько бы брендов ни находилось в распоряжении General Motors, концерну придется приложить немало усилий, чтобы его имя не ассоциировалось с понятием «банкротство».