X

Кто «вырос» больше всех?

Кому достались 25 процентов прироста украинского авторынка в 2005 году.

Кому достались 25 процентов прироста украинского авторынка в 2005 году.

В прошлом году украинский авторынок вырос по сравнению с 2004-м на 25%. Но регистрации многих марок увеличились не очень существенно. Каким брендам удалось отхватить наибольший кусок дополнительного пирога, а какие не успели за увеличением спроса?

Чтобы узнать, кто воспользовался ростом отечественного рынка, проанализируем его динамику по нескольким основным сегментам.

СНГ или иномарки?

В Украине уже несколько лет подряд продажи иномарок и машин, разработанных и произведенных в странах СНГ, остаются примерно равными. С 2002 года первые занимают от 49,8% до 51,33% рынка. В прошлом году по регистрациям иномарки опять несколько превзошли СНГ-мобили, причем не только за счет роста продаж старожилов рынка, но и благодаря появлению новичков. Так, в 2002 году в Украине были представлены всего четыре десятка иностранных брендов, а в 2005-м их число выросло до 60-ти. За это же время количество брендов «родом» из СНГ сократилось с 8-ми до 6-ти. При этом три марки – ВАЗ (Lada), ЗАЗ и ГАЗ занимают 99% этого сегмента. Вместе прирост их регистраций составил 21%.

У иномарок все иначе. Их можно разделить на три категории. Первая состоит из двух брендов – Daewoo и Chevrolet, занимающих почти половину рынка иномарок. Каждый из примерно двух десятков брендов второго сегмента реализовал в 2005 году от одной до 11,5 тысячи авто. Остальные (а их три десятка) довольствовались показателями от единиц до нескольких сотен машин. Суммарно продажи всех иномарок по сравнению с 2004-м годом выросли на 29%.

«Волна» с востока

В Украине в основном продаются машины из пяти основных регионов – местные (украинские), российские, европейские (включая Турцию), японские и корейские. Удельный вес всех легковушек, ввезенных к нам из США, Бразилии, Китая, Ирана, Узбекистана и других стран, не превышает 1,5%. Проанализировав динамику рынка по «национальному признаку», можно прийти к выводу, что в Украине прослеживается тенденция, аналогичная европейской, – в 2005 году больше всего выросли продажи у «корейцев». Число регистраций автомобилей из этой страны в отечественных МРЭО за год выросло почти втрое и уже превысило аналогичные показатели «японцев». Хотя последних также покупали больше. Значительно увеличились продажи российских машин – на 30% по сравнению с 2004 годом. Именно автомобили с востока – из России, Кореи и Японии – стали главным движителем роста отечественного авторынка. А вот украинские и европейские машины расходились за некоторыми исключениями в тех же объемах, что и год назад. Поскольку прирост общего рынка составил 25%, стабильностью продаж в данном случае гордиться не приходится.

Лидеры поименно

Рассмотрим, какие же бренды из указанных категорий внесли наибольший вклад в прошлогодний рост рынка. Из продукции стран СНГ увеличился «тираж» только у «АвтоВАЗа». Автомобилей Lada в 2005 году зарегистрировали почти на 50% больше, чем в 2004-м. Увеличение объемов сборки машин этой марки в Украине, а также отсутствие лимитов при импорте (в виде квотирования) сделало тольяттинскую продукцию доступной для покупателей в любое время и в любых количествах. Потребители не преминули воспользоваться большим предложением различных моделей и возросшей конкуренцией среди продавцов Lada и «проголосовали кошельками» за эти машины. Остальные марки из СНГ закончили год с показателями на 12 – 24% ниже, чем в 2004-м. Одним из главных факторов снижения объемов их продаж стало подорожание этих авто. Кстати, еще один негативный момент, который помешал многим маркам нарастить продажи вместе с рынком, – несколько раз за год возникавший дефицит ряда моделей.

Лучшую динамику на рынке иномарок продемонстрировала Chevrolet – количество покупателей в 2005 году выросло по сравнению с 2004-м почти втрое. При этом предыдущие модели Daewoo того же производителя (то есть GM-DAT) продавались на 17% хуже, чем год назад. Возможно, что часть потенциальных покупателей Daewoo предпочла более современные Chevrolet, но совсем не внутренняя конкуренция обеспечила основной рост продаж этой марки. Популярность корейским автомобилям под американским брендом обеспечила прежде всего сбалансированная ценовая политика, близость дилера и сервиса к потребителю, довольно широкий модельный ряд.

Заметную динамику роста (более чем на 50%) продемонстрировали Ford и Suzuki (объем вырос примерно в два раза), Skoda, Hyundai и Peugeot. Больше, чем в среднем по рынку, выросли регистрации у Nissan, Kia, Lexus, Renault, Toyota и Mazda. Успех этих марок стал возможен благодаря активной позиции дистрибьюторов (за исключением Lexus): росту числа дилеров, маркетинговой политике – привлекательным кредитным программам, скидкам и выводу на рынок спецкомплектаций, значительным усилиям по продвижению моделей-лидеров. Продажи корейских Hyundai и Kia во многом выросли из-за снижения цен на модели, сборка которых началась в Луцке. Общая доля на рынке всех перечисленных иномарок, продажи которых выросли более чем на 25%, составляет примерно 14% (или чуть больше доли Chevrolet).

Итак, проанализировав структуру украинского авторынка, можно сделать вывод, что лучше других его ростом воспользовались две лидирующие марки – Lada и Chevrolet. Серьезный рост отмечен еще у 11 иномарок, в число которых входят собираемые в нашей стране и бренды, развитием которых в 2005 году серьезно занимались представительства или официальные дистрибьюторы. У всех «лидеров роста» есть одно общее качество – довольно низкие по сравнению с конкурентами цены и гибкая ценовая политика дистрибьюторов. Таким образом, тем представителям иномарок, которые хотят увеличивать свое присутствие в Украине, стоит подумать о снижении цен либо выводе на рынок «бюджетных» версий. Большинство брендов, которые в 2005 году уменьшили свое присутствие на рынке или остались на прежнем уровне, увеличивали цены без особой оглядки на кошелек покупателя.

Сергей Матусяк
По данным АИГ AutoConsulting