Куда девать автомобили?
Каждый второй житель Старого Света имеет автомобиль. Украинцы хотят во всем походить на европейцев. Будет ли через несколько лет наша страна переполнена автомобилями, как Западная Европа? Поместятся ли все эти машины на наших дорогах и парковках? Когда нам грозит настоящее «автоперенаселение»?
Каждый второй житель Старого Света имеет автомобиль. Украинцы хотят во всем походить на европейцев. Будет ли через несколько лет наша страна переполнена автомобилями, как Западная Европа? Поместятся ли все эти машины на наших дорогах и парковках? Когда нам грозит настоящее «автоперенаселение»? |
Каждый год в мире производят и покупают около 50 млн. новых машин, более 30 млн. заканчивают свое существование (здесь и далее речь идет о легковушках, минивэнах и внедорожниках). Таким образом, парк автомобилей в мире стремительно растет – на начало 2005 года он составлял 616,1 млн. единиц, что на 87 млн. больше, чем пять лет назад.
Европа: авто – у каждого второго!
Закономерно, что больше всего автомобилей покупают в развитых странах с большим количеством населения. Соответственно, парки автомобилей там наибольшие. Так, по дорогам Соединенных Штатов «бегают» 132,8 млн. машин, в Японии – 55,9 млн. транспортных средств, в Германии – 45 млн., в Италии, Франции, Великобритании – по 30 млн. На территории СНГ «обитает» более 24 млн. авто, и примерно каждое четвертое из них – в Украине.
Впрочем, автопарк развитых стран растет меньшими темпами, чем общемировой. Например, если за предыдущие 5 лет количество машин в мире увеличилось на 16%, то в странах с наибольшими автопарками – на 5–10%. Такая тенденция связана с насыщением рынков развитых стран. Ведь там на тысячу жителей в среднем приходится 400–500 автомобилей. Другими словами, у каждого второго (включая младенцев и стариков) есть машина. Впрочем, рекордсменом по соотношению численности авто и людей является небольшое европейское государство Монако, где на тысячу жителей зарегистрировано 735 машин (по данным 2004 года)!
Если проследить динамику изменения пропорции машин и людей за последние 15–25 лет, можно заметить интересную тенденцию. К нынешнему соотношению 400–500 машин на тысячу человек за последние 15 лет «подтянулось» большинство европейских государств. Например, в Испании, Ирландии, Португалии и Греции в 1990 году было около 200 машин на тысячу человек, а сейчас – примерно по 400. В Польше эта пропорция выросла со 128 машин в 1990-м до 314 – в 2005 году. В то же время в Швеции, Нидерландах, Франции, Италии и Германии еще 25 лет назад было около 300 машин на тысячу жителей, сегодня – 470–587, то есть парк рос не настолько динамично. В некоторых странах, например США или Люксембурге, это соотношение даже снизилось. Таким образом, можно говорить о том, что в развитых странах соотношение 400–500 автомобилей на тысячу жителей является показателем наполнения рынка.
Украина: каждый восьмой – автовладелец
В Украине сегодня насчитывается около 8,5 млн. транспортных средств, примерно 6 млн. причисляется к легковым, внедорожникам и вэнам (согласно методике Automotive Revue). То есть на каждую тысячу жителей приходится 128 автомобилей. Это в 3–5 раз меньше, чем в развитых странах, примерно вдвое меньше, чем в Польше сейчас, и столько же, сколько было в Польше в 1990 г. Впрочем, «автонаселение» в нашей стране «прописано» неравномерно – в крупных городах автовладельцев значительно больше, чем в селах. Например, общий автопарк столицы – около 680 тыс. транспортных средств, из них легковых – примерно 500 тыс. Если учесть, что в Киеве проживает около 2,7 млн. человек, то соотношение автомобилей на тысячу жителей здесь значительно больше среднего по стране – 185, хотя все равно не дотягивает до европейского. Между тем киевские улицы в рабочие дни наводят на размышление о значительном перенаселении города автотранспортом либо о слабом развитии дорожной инфраструктуры.
Посмотрим, что ждет нас в ближайшем будущем. В Украине продается 300 тыс. новых легковых автомобилей в год, и, судя по всему, это число будет расти. Принимая во внимание списание 15% этого количества, автопарк пополняется в среднем на 250 тыс. машин ежегодно. Если темп роста рынка останется на уровне хотя бы 15%, то через 10 лет отечественный парк будет расти на миллион авто в год и увеличится вдвое. Если население страны не вырастет (а современная демографическая ситуация пока не дает оснований надеяться на рост), то в 2015 году на каждую тысячу украинцев будет приходиться 255 автомобилей. Чтобы достигнуть показателей «автонаселенности» стран Европы, украинский автопарк должен насчитывать 20 млн. автомобилей, а это возможно через 15–20 лет. Но стоит посмотреть на столичные дороги, как станет ясно: отечественные магистрали не выдержат и нынешнего прироста парка – через несколько лет даже в небольших населенных пунктах пробки станут привычным явлением…