X

Куда скачет крымский олень?

«КрымавтоГАЗ»


Не было бы счастья…

Итак, место действия – Крым, Симферопольский автосборочный. Одна из последних
зим перестройки. Номенклатурно-надменные «Волги» стали доступнее «частникам»
и в курортный сезон с небывалой силой мчатся на благословенный полуостров.
А фирменного сервиса для них там нет и в помине. Но есть человек, готовый
его создать, – в прошлом директор автохозяйства, имевшего более тысячи
горьковских грузовиков. На «ГАЗе» Лазарева знали и поддержали.


Новорожденный «КрымавтоГАЗ-сервис» успешно развивался и получил «взрослый»
статус технокоммерческого центра. Это давало право торговать автомобилями
и запчастями – роскошная привилегия по тем временам! Анатолий Иванович
и его команда считали, что достигли своей вершины. Так бы оно, наверное,
и было, если бы не великие потрясения.


Надо ли называть причины, по которым «Волга», символ престижа, утратила
у нас в начале 90-х былую привлекательность? Перед крымской фирмой, теряющей
машину-кормилицу, открывались два пути: вновь стать скромной СТО или смиренно
проситься в дилеры к иностранцам. Она пошла третьим, нетипичным для страны,
где нет ничего более постоянного, чем кризис, – занялась производством.


Украинскому рынку остро не хватало легких грузовиков. Неповоротливый
богатырь «АвтоКрАЗ» долго «рожал» с компанией «Ивеко» совместное предприятие
– и наконец в Кременчуге собрали первые «Турбо Дейли». Но в степях Украины
уже резвились «Газели» горьковской и симферопольской сборки. И стоили
они в два-три раза дешевле.


В ту пору я не раз встречался с менеджерами «Ивеко-КрАЗ». К «Газели»
они относились снисходительно-спокойно. Дескать, кто себе не враг, купит
наш автомобиль, ибо это дизель и европейский уровень. А им бы встрепенуться
и постараться снизить стоимость за счет украинских комплектующих. Я допытывался:
«Есть у вас таковые?» – «Есть. Домкрат!» – гордо прозвучало в ответ…


На 12-постовый конвейер цеха сборки «газелей» в Симферополе работает
немало украинских предприятий. Шлют аккумуляторы, шины, рессоры, карданные
валы… Требование к поставщикам простое: цена ниже российской при должном
качестве. Но не только поэтому крымская «Газель» дешевле ввозимых из России:
у нее экономия на транспортных и накладных расходах, на таможенном оформлении.
Бортовая с тентом (ГАЗ-33021) обходится покупателю в 5250 у. е.


С нее-то, бортовой, и начал Симферопольский автосборочный завод. Кстати,
чем беднее рынок, тем больше доля самой дешевой модификации: в Украине
86% всех «Газелей» бортовые. Эта цифра подталкивала к выводу: незачем
расширять ассортимент! Но крымчане истолковали ее наоборот: рынок насыщен
бортовыми и, значит, спрос на них неизбежно упадет. Сегодня они собирают
13 модификаций «Газели» с бензиновым двигателем – от микроавтобуса и «скорой
помощи» до катафалка (а скоро будет 14-я, полноприводная, для тушения
лесных пожаров, заказанная МЧС Украины). Каждую из них по желанию покупателя
готовы оснастить дизелем. «Штайру» в Симферополе предпочли 103-сильный
2,5-литровый «Ивеко» с турбонаддувом – тот самый, который кременчугские
менеджеры считали неубиенным козырем «Турбо Дейли»…


Турбодизель оживил сбыт «Газелей», но ненадолго: все ж на целых 4200
у.е. дороже «родного», бензинового. И фирма изготовилась к очередному
прыжку – будет покупать эти двигатели не в Италии, а в Запорожье, где
их выпуск освоил завод «Мотор Сич» (ЗР, 1998, № 3). Готова брать до 5
тысяч в год, чтобы удешевить дизельную «Газель» на 1500 у.е.

Машина для слабонервных

На заметку любителям цифири: «КрымавтоГАЗсервис» ныне АО. 80% его акций
принадлежат трудовому

коллективу, 20% «АвтоГАЗу».


Длинное название вскоре укоротится — останется «КрымавтоГАЗ». И правильно,
ведь в составе фирмы давно главенствует не СТО, а автосборочный завод.


Признаться, впервые услышав «Симферопольский автосборочный», я не воспринял
название всерьез. Ну собирают люди «Газели» и вроде даже неплохо, но так
уж сразу «завод»? Потом сомнения отпали. Во-первых, это не «отверточная»
сборка: «Газель» здесь монтируют по «ГАЗовской» технологии примерно из
800 узлов и агрегатов. Впечатлил и объем продукции (7 тысяч автомобилей
в год при работе в одну смену), но больше всего то, что это единственный
в Украине автопроизводитель, выпускающий и грузовые, и легковые машины.
Да, и легковые тоже! В 1997 году в новом цехе заработал мини-конвейер
по сборке «Волг».


В принципе, это очень предусмотрительно – не ставить на одну карту, ведь
в условиях рынка монопродукция – всегда риск. Но нужна ли нынче украинским
покупателя «Волга», качество которой, мягко говоря, не радует? Да и вообще,
как известно, потребительские мечты устремлены теперь не к Волге, а к
Рейну…


На «КрымавтоГАЗе» (пора так его называть) прекрасно это понимали и все
продумали. В итоге ошеломили скептиков, собрав и продав в первый же год
более 2 тысяч «ГАЗ-3110» и «ГАЗ-3102».

А как же качество?

У крымской «Волги» оно выше, что, по словам Лазарева, признает и президент
«АвтоГАЗа». Ведь на небольшом предприятии, где нет особой спешки, можно
контролировать каждую операцию и, условно говоря, ни одна гайка не уедет
на следующий пост недокрученной. Здесь даже позволяют себе роскошь, совсем
как на заводе «Роллс-Ройса» (шучу), устраивать каждому собранному автомобилю
обкатку, чтобы, насколько удастся, выявить и устранить дефекты. А что
касается кузовов 1-й комплектности, поступающих из Нижнего Новгорода,
то есть у «Крымавто-ГАЗа» рихтовщики – «золотые руки», приводящие зазоры
в божеский вид без повреждения окраски. Ну а двигатель?


Тем, кого не устраивает штатный ЗМЗ-402, предлагают на
выбор четыре импортных: бензиновый «Ровер» и три «тойотовских», один из
которых 2,5-литровый турбодизель. А внешний вид и комфорт, в которых успел
узнать толк отечественный покупатель?


Для таких требовательных – и при этом платежеспособных – на СТО «КрымавтоГАЗа»
открыли цех тюнингового обслуживания. Здесь «Волгу», будь на то воля заказчика,
покрасят в любой цвет и оснастят всяческими «наворотами» (в частности,
современными бамперами собственной конструкции).


Я поинтересовался, сколько же может стоить подобная «Волга-люкс».
Ответили, что предела вообще-то нет, но пока что рекордная стоимость составила
25 700 у. е. Рекордсменом, естественно, был не «частник», а какой-то директор.


70% крымских «Волг» покупают юридические лица. Думается,
не только ради ее традиционных достоинств (не боится наших дорог и т.
п.). Директор предприятия, где коллектив месяцами не получает зарплату,
– а таких только в Крыму 90% – должен иметь стальные нервы или совсем
уж дохлую совесть, чтобы купить себе служебный «Мерседес». «Волгу» же
наш незлопамятный люд не воспринимает как «классово чуждую». Даже «люкс»
из тюнингового цеха…


«В единстве – сила»,- гласит лозунг на территории автосборочного.
И хотя мое поколение привыкло скользить по транспарантам равнодушным взглядом,
тут я вдруг задумался: что хозяева имеют в виду? Единство трудового коллектива?
Симферопольского и Горьковского заводов? Украины и России? Наверное, все
это вместе…


Леонид Сапожников


Материал предоставлен редакцией журнала
«За рулем