Модернизация «маршруток»: Замена неизбежна
Недавняя смена руководства Мининфраструктуры вряд ли отразится на объявленной ранее кампании по выводу маршруток-«фургонбусов», т. е. переоборудованных из легких грузовых фургонов, с регулярных линий общественного транспорта.
Недавняя смена руководства Мининфраструктуры вряд ли отразится на объявленной ранее кампании по выводу маршруток-«фургонбусов», т. е. переоборудованных из легких грузовых фургонов, с регулярных линий общественного транспорта.
Во-первых, это соответствует принятому в Украине Закону (№ 1448-ІІІ) о международных обязательствах касательно единых технических требований к колесным транспортным средствам (в т. ч. автобусам) по экологичности и безопасности конструкций. Во-вторых, наша страна лидирует в Европе по удельным показателям жертв в ДТП с участием автобусов (отношение к объему транспортных перевозок в млн. пасс. км).
Другой вопрос, насколько активно будет с этим бороться Мининфраструктуры. Ведь проблема накапливалась больше десяти лет, и действующий парк «фургонбусов» огромен: в ГАИ их зарегистрировано около 26 тысяч.
Вместительная маршрутка «Тур» на базе Mercedes-Benz Sprinter – новая разработка ОАО «Укравтобуспром». |
Понятно, что переоборудованные из штампосварных конструкций грузовых фургонов «бусики» не соответствуют уже введенным в Украине техническим требованиям – ДСТУ (копии так называемых Правил-предписаний Европейской экономической комиссии ЕЭК ООН по пассивной безопасности при ДТП – по опрокидыванию, допустимым деформациям кузова и т. д.).
А поставленные на те же шасси (MB Sprinter, «ГАЗель» и др.) в заводских условиях кузова с каркасом из прямоугольных труб (общепринятых в автобусостроении) – это уже совершенно другой уровень прочности и пассивной безопасности.
Фактически в секторе городских маршруток на шасси «ГАЗели» в Украине уже с начала 2000-х плавно перешли (без особого участия Минтранса) на эти каркасные кузова (БАЗ-2215 «Дельфин», «Рута» Часово-Ярского завода, «Тур»-А049). Заводские микроавтобусы «ГАЗель» остались только в сфере ведомственных и личных перевозок. Однако это было продиктовано не столько стремлением повысить пассивную безопасность и удобство эксплуатации, сколько экономически выгодным для перевозчиков увеличением общей пассажировместимости по сравнению с узким и невысоким фургоном. Но на междугородных маршрутах, где, кстати, и происходит большинство серьезных ДТП с автобусами, Mercedes-Benz Sprinter или Volkswagen LT не конкуренты для «ГАЗели»: там доминируют именно «фургонбусы», и за год их не поменяешь. Тем более в условиях кризиса, ограниченности средств и непомерности процентных ставок по кредитам.
Удачный вариант маршрутного такси – «Тур»-А049 на базе «ГАЗели». |
Очевидно, процесс пойдет путем менее затратной полнокомплектной замены штампосварных кузовов каркасными на еще не «убитой» части существующего парка. По информации главного института-разработчика в отрасли – ОАО «Укравтобуспром», это реально для «Спринтеров» и «Крафтеров» т. н. 400-й и 500-й серий. Уже спроектированы и изготовлены первые образцы таких маршруток с заменой кузова на каркасный. При этом увеличилась и общая пассажировместимость по сравнению с фургонным вариантом (26+1 сидячих мест вместо 19 у «фургонбусов»).
Конечно, полная замена кузова фургона на каркасный – это довольно хлопотная процедура с получением разрешений и индивидуальной оценкой соответствия нормативной базе. К тому же она трудоемка – с демонтажем существующего кузова и изготовлением и установкой нового кузова. Но все-таки это экономически выгодный вариант для перевозчика.