X

На раздорожье

Кризис в украинской автомобильной промышленности сам по себе не пройдет. Пути оздоровления нашего автопрома ищут не только отечественные, но и зарубежные эксперты авторынка.

Кризис в украинской автомобильной промышленности сам по себе не пройдет. Пути оздоровления нашего автопрома ищут не только отечественные, но и зарубежные эксперты авторынка.

Кризис в украинской автомобильной промышленности сам по себе не пройдет. Пути оздоровления нашего автопрома ищут не только отечественные, но и зарубежные эксперты авторынка.

Сегодня упадок отечественного автомобилестроения налицо, но в то же время потенциал остается огромным. Участники II Международной конференции по развитию автомобильной индустрии Украины AutoPROm.ua 2009 попытались определить масштабы проб­лемы.

Взгляд из-за границы

Авторитетный эксперт автомобильной отрасли Грэм Мэкстон в рамках конференции сказал, что украинская автомобильная промышленность далеко не полностью реализует свои возможности. Для этого Украине необходима единая национальная программа развития автопрома. В конечном счете, путей у нас не так уж много. Мэкстон делит страны по типу автоиндустрии на 4 группы – ключевые, периферийные, сетевые и автаркичные (см. схему).

Первая группа стран – в авангарде мирового автопрома. У них есть мощная автоиндустрия, национальные бренды и транснациональные концерны. К этой группе относятся, к примеру, США, Германия и Япония. Именно на них работает автопром второй группы стран – таких как Мексика, Канада или Бразилия. Третья группа включает страны, в которых имеются и собственные производственные мощности, технологии и бренды, но принадлежат они компаниям из других государств. К этой группе относятся Великобритания, Австралия, Швеция. Активно развивающаяся промышленность, наличие национальных брендов, самостоятельно формирующих свою стратегию, разработка собственных технологий и привлечение иностранных – вот отличительные признаки автаркичных стран. К последним относятся, например, Китай и Индия.

Таким образом, Украине необходимо выбрать, в какую сторону идти. Потеснить ключевые страны нам вряд ли удастся, но и рабочими руками иностранных компаний быть не обязательно. Как вариант можно сосредоточиться на одном-двух ключевых брендах и развивать их, привлекая помощь из-за границы. Грэм также советует выбрать некий определенный сектор – например, сельскохозяйственную технику или же, как ни странно, пикапы.

Наш ответ Чемберлену

Судя по выступлениям на конференции, отечественные автопроизводители не готовы, да и не планируют выбрать единое направление движения. Впрочем, уже сегодня заметно, что наши автозаводы сосредоточились на выпуске бюджетных моделей, доступных большинству жителей нашей и соседних стран. А поставить украинский автопром на ноги можно лишь при активной поддержке государства.

Как подчеркнул почетный президент корпорации «УкрАВТО» Тариэл Васадзе, власть имущие могут позаботиться о возврате надбавки к ввозной пошлине на импортную автопродукцию. Отмена ввозной пошлины и НДС на производственное оборудование, необходимое отечественному автопрому, также может помочь. Государство должно ввести налоговые льготы для машиностроительных предприятий и субсидировать банки на финансирование автокредитов при покупке авто украинского производства стоимостью до 100 тысяч грн. Однако опыт европейских стран, дающих субсидии на покупку всех новых авто, для Украины неприемлем.

Иностранный эксперт предлагает украинским производителям сосредоточиться на выпуске пикапов.

Развитая автопромышленность – важный показатель, влияющий на престиж государства. Власть, безусловно, должна заботиться о ее сохранении и дальнейшем развитии, как это происходит в странах Европы и США. Однако этот процесс требует активного участия всех заинтересованных сторон.

Показатели украинского автопрома

2008 г.

Автомобильная промышленность

2009 г.

3,6 %

Доля ВВП

0,72 %

7,5 млрд. грн.

Объемы отчислений в бюджеты разных уровней

1,7 млрд. грн.

85 000 чел.

Количество работающих

32 000 чел.

Ярослав Золотников
По данным Грэма Мэкстона и «УкрАВТО»