X

На съедение

Эксперты прогнозируют очередную волну слияний и поглощений среди автопроизводителей. Процесс уже пошел…

Эксперты прогнозируют очередную волну слияний и поглощений среди автопроизводителей. Процесс уже пошел…

Эксперты прогнозируют очередную волну слияний и поглощений среди автопроизводителей. Процесс уже пошел…

Международная аудиторская и консалтинговая компания KPMG в конце 2009 года провела опрос 200 руководителей мировых автокомпаний относительно будущего автомира. Идеологи автомобилестроения были несколько пессимистичны, посчитав, что нынешний кризис может продлиться целых пять лет, а спрос выйдет на докризисный уровень лишь в 2013 году. Более того, 77% опрошенных прогнозируют рост банкротств в отрасли, а 72% – волну слияний и поглощений. Основными причинами таких сделок будут банкротства, стремление заполучить новые технологии и продукты, преимущества объединения производственных процессов и, наконец, возможность экспансии на новые рынки. Впрочем, эти тенденции – лишь продолжение прошлогодних.

Американский рынок

Наиболее драматично в прошедшем году развивались события в североамериканском автопроме. С началом кризиса «большая тройка» (General Motors, Ford и Chrysler) едва не превратилась в тройку банкротов. После процедуры банкротства и реструктуризации Chrysler руководство концерна вступило в альянс с итальянским Fiat и получило доступ к фиатовским платформам компактных авто. Причем возглавил итальянско-американскую структуру глава туринского автогиганта Серджио Марчионне. В ближайшее время в модельном ряду Chrysler появится ряд компактных моделей, а расходы на создание новых значительно сократятся.
GM в результате банкротства и реструктуризации фактически был национализирован – 60% акций досталось правительству США. Концерну зачли половину долгов и выделили деньги.
Одновременно с этим GM сбывал убыточные подразделения – SААВ и Hummer. Сделка по Hummer с китайцами сорвалась в последний момент, и бренд решили ликвидировать. Покупателя SААВ искали долго и мучительно; в конце концов остановились на голландском производителе суперкаров Spyker. В оздоровлении бренда ему финансово поможет Евросоюз. Несмотря на громкую эпопею с продажей Opel, этот производитель так и остался у американцев.

Среди американских автогигантов устоял лишь Ford, который заблаговременно подумал о сокращении производства и начал распродажу зарубежных брендов. Так, в 2007 году американцы продали Aston Martin, в 2008-м – Land Rover, Jaguar и 20% Mazda. В марте 2010-го Ford закрыл сделку по продаже Volvo китайской автокомпании Geely Automotive. «Шведа» оценили в 1,8 млрд. долларов (Ford в 1999 г. купил Volvo за $6,5 млрд., после чего инвестировал еще пару млрд.). Причем шведы даже рады смене владельца: есть мнение, что американцы тормозили все ноу-хау Volvo и не давали марке развиваться, в то время как китайцы ни в чем плохом пока не замечены.

Владельцы немецких концернов Volkswagen AG и Porsche четыре года пытались «съесть» друг друга.

Европейский рынок

Самое крупное европейское слияние, сопровождавшееся скандалом, – Volkswagen и Porsche. Несмотря на общее «семейное прошлое» (в состав топ-менеджмента этих компаний до сих пор входят двоюродные братья Порше), их владельцы четыре года пытались «съесть» друг друга. Но во время кризиса поиздержавшаяся семья Порше решила уступить бизнес VW. Процесс был непрос­той, однако все закончилось миром: VW выкупил 49,9% акций производителя спорткаров за 3,9 млрд. евро и погашает задолженность парт­нера. Планируется, что Porsche полностью перейдет под контроль VW в 2011 году. Кроме того, Volkswagen завершил приобретение 19,9% акций японской Suzuki Motor Corp., заплатив за них примерно $2,5 млрд.).
Менеджеры Mitsubishi Motors и PSA Peugeot-Citroёn тоже подумывали об объединении компаний. Но впоследствии стороны заявили, что останутся бизнес-партнерами, однако слияния капиталов ожидать не стоит. Сотрудничество японской и французской компаний будет способствовать развитию и расширению сегмента электромобилей, в котором Mitsubishi занимает неплохие позиции.

Китайский рынок

Сегодня в Китае около 100 автопроизводителей. Продажи первой десятки китайского автопрома в 2009 году составили 11,9 млн. авто – 87% от общего объема продаж в стране. В итоге китайские власти решили заняться «контрацепцией», сообщив, что местные автопроизводители не получат официального одобрения на расширение производственных мощностей, если не смогут поглотить кого-либо из конкурентов. А поскольку автопром Китая тесно интегрирован с государством, выбора у местных, собственно, нет. Так что самое интересное – впереди.

Елена Лебедева