На украинском рынке нефтепродуктов может появиться новая «Ливела»

Министерства энергетики и угольной промышленности хочет превратить НАК «Нафтогаз Украины» в безналогового импортера нефти, что может привести к убыткам бюджета в размере 25 млрд. грн.

Инициатива Министерства энергетики и угольной промышленности по наделению НАК «Нафтогаз Украины» функциями безналогового импортера нефти и в дальнейшем продавца нефтепродуктов без налогов на законодательном уровне закрепит схему, схожую с принципами работы печально известной фирмы «Ливела». К такому выводу пришли эксперты «Консалтинговой группы А-95» после изучения законопроекта о внесении изменений в Налоговый кодекс Украины, который 16 ноября 2011 г. был презентован министром энергетики Юрием Бойко.

По предварительным оценкам, убыток госбюджета от озвученной инициативы может составить минимум 25 млрд грн. При расчете эксперты исходили из объема поставки нефти около 20 млн т по цене $100/барр. В «А-95» основываются на том, что сфера поставок нефти и нефтепродуктов будет полностью монополизирована, так как конкурировать с обладателем таких налоговых льгот не будет никакой возможности. По аналогии с работой фирмы «Ливела» за короткий промежуток времени все потоки нефти и впоследствии нефтепродуктов будут переориентированы через «Нафтогаз Украины».
Поскольку законопроект отраслевого министерства предусматривает освобождение от НДС первой продажи нефтепродуктов, произведенных из безналоговой нефти, то следующим шагом авторов этой идеи станет аренда «Нафтогазом» автозаправочных станций для реализации на них данной продукции без налогов. Полностью очевидно, что цена этого топлива будет максимально приближена к той стоимости нефтепродуктов, в которую в полной мере включен акциз и НДС.

Вопиющими считают эксперты и методы работы Минэнергоугля, где, похоже, уже отказались не только от консультаций с участниками рынка и экспертным сообществом, но и от предварительных обсуждений своих инициатив с другими органами власти. Уже не впервые г-н Бойко пытается «с голоса» выносить на заседание Кабинета министров Украины инициативы сомнительной эффективности, которые требуют серьезнейшей проработки. Эксперты обращают внимание на то, что в текущем году это уже третья попытка Минэнерго в том или ином виде «протащить» норму о нулевом НДС для поставок нефти через Кабмин и Администрацию президента.

«Последняя модификация законопроекта является не чем иным, как законодательной легализацией схемы, работу которой мы видели в исполнении фирмы «Ливела» и других компаний группы «Тайстра» в 2004-м, 2007-м и 2010 гг. Ее главный результат – колоссальные потери бюджета и полное разрушение рынка при одинаково высоких ценах на топливо для потребителей», – говорит директор «Консалтинговой группы А-95» Сергей Куюн.

Подписывайтесь на наши ленты в Facebook, Viber, Telegram и Messenger: все самые важные автомобильные события в одном месте.