X

Наши в России

Украинский автоэкспорт в РФ






На Московской международной автомобильной выставке
«Мотор-шоу’2004» экспозиция украинских производителей была как никогда
представительной. Каковы же перспективы наших машин на сложном и непредсказуемом
российском рынке?

Львиная доля экспорта
продукции ХК «АвтоКрАЗ» (свыше 50%) приходится на рынок Российской
Федерации. И неудивительно, что на московской выставке предприятие показало
новейшие разработки. Шасси КрАЗ-7140Н4 с колесной формулой 8х6 предназначено
прежде всего для нефтегазового комплекса. Сегодня там применяют все более
мощные, а значит, и более тяжелые установки, и грузоподъемности автомобиля
6х6 уже явно не хватает. Новое шасси, с одной стороны, имеет повышенную
грузоподъемность (25,3 т), с другой – обеспечивает высокую проходимость,
свойственную полноприводным «трехоскам». Эта машина была отмечена на выставке
дипломом победителя Гран-при журнала «Коммерческий транспорт» в номинации
«Лучший внедорожный грузовик выставки «Мотор-шоу’2004».

Еще один интересный экспонат – самосвал КрАЗ-65032-066 (6х6) грузоподъемностью
14,5 т. На всех мостах – односкатные колеса с шинами повышенной грузоподъемности,
оборудованными системой подкачки воздуха. Проходимость машины – на уровне
армейского грузовика.

Продвижением автомобилей КрАЗ на рынке стран СНГ занимается московская
фирма «Спецавтотехника». Не секрет, что по объективным причинам в 1998
– 2002 годах экспорт КрАЗов несколько уменьшился, но в 2003-2004-м ситуацию
удалось исправить. В настоящее время изменились финансовые схемы работы
с клиентами: машины успешно продаются в лизинг, иногда – с отсрочкой платежа
под банковскую гарантию. Планируется расширение дилерской сети. Неслучайно
«АвтоКрАЗ» был отмечен на выставке дипломом Российского фонда защиты прав
потребителя.

ПИХ «Богдан» представил на автосалоне средний пригородный автобус
А-145 и малые городские – А-092 и А-092.1. У последнего низкий пол в заднем
свесе, что облегчает посадку и высадку пожилым людям и инвалидам. Эти
автобусы впервые были выставлены под торговой маркой Isuzu: с апреля 2004
года украинский холдинг получил право использовать ее на внешних рынках.
Кроме автобусов, ПИХ «Богдан» показал свою перспективную новинку – грузовик
Isuzu NQR 70.

«Мы рассматриваем российский рынок как самый перспективный для реализации
автобусов Isuzu украинского производства, – заявил председатель Наблюдательного
совета холдинга «Богдан» Олег Свинарчук. – По нашим оценкам объем их реализации
в России должен достичь 800 – 1000 машин». Кстати, автобусы первой партии
уже успешно эксплуатируются в Москве, Подмосковье и Санкт-Петербурге.

Автобусы ЛАЗ пользуются широкой популярностью в России. Генеральным
дистрибютером Львовского автомобильного завода на территории стран
СНГ является компания «АвтоЛАЗ». На «Мотор-шоу’2004» она представила три
новые модели, созданные во Львове. Это, во-первых, полутораэтажный туристический
автобус «НеоЛАЗ» (ЛАЗ-52081) – тот самый, который на прошлогоднем салоне
в Москве завоевал диплом и звание «Лучший междугородный (туристический)
автобус», а также диплом Союза дизайнеров России «Лучший в автомобильном
дизайне в номинации «Форма плюс функция». Во-вторых, это городской «низкопольник»
«СитиЛАЗ А-183» с двигателем Евро 2/Евро 3, рассчитанный на 100 пассажиров.
И наконец, третья новинка – низкопольный аэропортовый автобус «SkyBus
AX-183».

В рамках нынешней выставки состоялся конкурс «MIMS’2004 – лучший автобус
автосалона», в котором модель «СитиЛАЗ А-183» завоевала первое место в
номинации «Лучший городской автобус – приз профессионалов». «Нам приятно,
что на выставке высоко оценили наш городской автобус, – отметил председатель
Правления ЗАО «ЛАЗ» Юрий Сорокин, – и это заставляет наш коллектив еще
больше мобилизоваться, чтобы оправдать доверие потребителей».

Бориспольский автозавод участвует в московских салонах уже второй
год подряд. «Безусловно, мы ставим перед собой цель сделать такой автобус,
который был бы конкурентоспособным и ездил бы по странам как Восточной,
так и Западной Европы, – говорит председатель Совета директоров корпорации
«Эталон» Владимир Бутко. – Но в первую очередь мы все-таки нацелены на
рынок СНГ, и прежде всего – России. Причин тому много, начиная от ментальности
и заканчивал схожей системой пассажирских перевозок».

Разумеется, не забывает «БАЗ» и об автобусном рынке Украины, емкость
которого составляет порядка 4,5 – 5 млрд. у. е. в год. Казалось бы, хватит
и этого рынка, но, с другой стороны, нужно думать о перспективе и выйти
хотя бы на 25% экспорта от общей продукции.

В настоящее время «БАЗ» ведет работу по созданию совместного предприятия
с АМО «ЗИЛ» на территории России для выпуска своих автобусов типа «Славутич».
Не исключена вероятность производства и еще одной машин, предназначенной
для сельской местности, на шасси «Бычка». Так что не случайно городская
машина БАЗ А-212 «Славутич» была выставлена не где-нибудь, а на стенде
самого «ЗИЛа».

В экспозиции именитого московского производителя был и еще один автобус
из Украины – городская машина «Скиф» Херсонского автосборочного завода.
Причина та же: использование шасси «Бычка» и тесное сотрудничество с «ЗИЛом».
Автобус даже получил соответствующее обозначение – ЗИЛ-3230. Модель рассчитана
на 31 пассажира (мест для сидения – 15).

«Скиф» дебютировал в мае на Киевском автосалоне SIA’2004. А в Москву
привезли уже усовершенствованный его вариант: с минским дизелем Евро 2
(136 л. с.), вклеенными стеклами и т. д.

Как считает руководство Херсонского автосборочного завода, у этой машины
в России хорошие перспективы. Она значительно совершеннее подобных автобусов,
выпускаемых самим «ЗИЛом». Салон «Скифа» более просторный и комфортабельный,
с отличной шумоизоляцией, пневмоприводом дверей. Кузов до оконного бруса
выполнен из «оцинковки».

Итак, московское «Мотор-шоу’2004» наглядно продемонстрировало, что украинские
машины – не бедные родственники на российском рынке. Они вполне конкурентоспособны
и не уступают, а то и превосходят автомобили местного производства.

Павел Лебедев
Фото автора