X

Национальный производитель должен занимать 80% рынка!

Интервью с народным депутатом Украины, почетным президентом корпорации «УкрАвто» Тариэлом Васадзе.

Интервью с народным депутатом Украины, почетным президентом корпорации «УкрАвто» Тариэлом Васадзе.

День защитника Отечества корпорация «УкрАвто» провозгласила по совместительству Днем защитника отечественного автомобилестроения и торжественно объявила об успешной сдаче ЗАО «ЗАЗ» отчета о выполнении инвестиционной программы в 2004 году. В течение прошлого года в модернизацию и техническое переоснащение завода, а также в заводы по производству комплектующих инвестировано 404 млн. грн. Начато мелкоузловое производство двух автомобилей иностранных марок и двух – российских. Словом, у нас было предостаточно поводов пообщаться с почетным президентом корпорации «УкрАвто», народным депутатом Украины Тариэлом Васадзе.

«Автоцентр»: Запорожский автозавод начал производство мелкоузловым методом ВАЗ-21093, -21099, Opel Astra Classic и Lanos. Завершено ли формирование ассортимента продукции предприятия или можно ожидать его обновления?

Тариэл Васадзе: Конечно же, мы не остановимся на достигнутом. Но разработка собственных автомобилей – очень дорогое удовольствие. Поэтому мы определили для себя стратегических партнеров – концерны General Motors и DaimlerChrysler. И будем выпускать автомобили этих производителей. Сегодня мы производим Lanos Т-150, и спрос на этот автомобиль достаточно высокий. Ему на смену придет более современная модель – Chevrolet Aveo. Эти модели, полностью произведенные в стране нашими специалистами, будут действительно украинскими автомобилями. И в дальнейшем завод постарается идти в ногу со временем. На «ЗАЗе» мы не будем выпускать устаревшие машины: если производитель меняет модель, мы будем стараться, по крайней мере, через полгода – год наладить ее производство в Запорожье. Следующий этап – модернизация этих машин в соответствии с отечественными условиями эксплуатации, вкусами потребителей и с учетом использования местных комплектующих.

«АЦ»: Все выпускаемые сегодня машины – малого и малого среднего класса. Но на заводе планировалось производить и модель среднего класса. Вы не отказались от этой идеи?

Т. В.: Такие планы есть. Но чтобы выпускать автомобили среднего класса, нам надо серьезно реконструировать завод. Скоро мощности «ЗАЗа» (они рассчитаны на выпуск 120 – 130 тысяч автомобилей в год) будут полностью задействованы, есть и технологические трудности. Поэтому для производства других машин нам надо построить параллельный конвейер. Место под сварочное производство на предприятии есть, а вот покрасочное нужно строить заново. Новая линия будет рассчитана на выпуск 100 – 120 тысяч машин среднего класса ежегодно. В итоге к 2008 году, когда завод будет платить налоги на общих основаниях, мы должны полностью завершить техническое перевооружение, начать выпускать автомобили с высокой степенью локализации в Украине, т. е. построить современное конкурентоспособное производство мощностью 250 тысяч автомобилей.

Мы ориентируемся не только на внутренний рынок, но и на более крупный российский

«АЦ»: То есть «Таврию» и «Славуту» будут выпускать еще долго? Ожидает ли их модернизация?

Т. В.: Если продукция предприятия по-прежнему пользуется спросом, на заводе ее будут выпускать. Сегодня на украинском рынке по соотношению цена/качество «Таврии» и «Славуты» очень конкурентоспособны и действительно востребованы украинским потребителем. Я думаю, эти машины останутся на рынке еще два-три года, а с ростом благосостояния граждан и увеличением покупательской способности мы снимем их с производства и заменим более современными. Учитывая такую перспективу, в модернизации этих автомобилей нет смысла.

«АЦ»: По оценкам аналитиков, «УкрАвто» занимает 52% рынка. Не много ли для одного оператора рынка?

Т. В.: Это не совсем точные подсчеты. Но я считаю, что в каждой стране должен доминировать национальный производитель. В Корее местный производитель занимает 95% рынка, в Японии – больше 90%, в России – 60%. Я считаю, что национальное производство в Украине должно занимать не менее 80% рынка.

Если человек сильный, образованный и хочет трудиться, ему всегда дадут работу, обеспечивающую достойную жизнь. Конечно, в стремлении создавать рабочие места не обойтись и без помощи государства.

«АЦ»: Как Вы относитесь к возможному запрету импорта и производства автомобилей, двигатели которых не соответствуют экологическим нормам Евро 2?

Т. В.: Я двумя руками за введение такого требования. Наверное, ни в одной стране Африки уже нет норм Евро 0, но в Украине они по-прежнему действуют! Чем провинились мы и наши дети, что должны дышать ядовитыми газами? И чем больше будет продаваться таких автомобилей в нашей стране, тем серьезнее будут экологические проблемы. Вводить нормы Евро 2 необходимо.

«АЦ»: В Запорожье готовы выпускать экологически чистые автомобили?

Т. В.: Запорожский завод уже производит автомобили, соответствующие этим требованиям, и готов выпускать все автомобили с такими характеристиками. Это потребовало дополнительных инвестиций, но важно, чтобы «грязные» машины не только не производились в нашей стране, но и не импортировались. Сегодня «ЗАЗ» завершает переговоры о приобретении завода по производству нового двигателя, который соответствует нормам Евро 3, с последующей возможностью доведения его до уровня Евро 4. Данный проект стоимостью свыше 1 млрд. грн. – часть региональной программы кооперации, в которой задействованы General Motors, «АвтоВАЗ» и «ЗАЗ». Начало выпуска моторов планируется на 2006 год.

«АЦ»: Новое производство разместится в Мелитополе?

Т. В.: Сегодня мы рассматриваем два варианта размещения: в Мелитополе и Запорожье. Дело в том, что необходимо создать максимально эффективное производство, с минимальными затратами на выпуск продукции. А транспортная составляющая в себестоимости довольно высока. Украина выразила желание вступить в ВТО уже в 2005 году, и наш рынок станет открытым для мирового автопрома. В этом случае только высокоэффективное производство сможет составить достойную конкуренцию «китам» автопрома.

«АЦ»: Ходят слухи, что на «ЗАЗе» скоро начнут выпускать мелкоузловым методом Mercedes…

Т. В.: Не скрою, мы активно работаем с DaimlerChrysler. Свою главную задачу корпорация «УкрАвто» видит в создании новых рабочих мест, а «ЗАЗ» дает работу сотням тысяч людей. Наши партнеры из DaimlerChrysler поверили в «ЗАЗ» как в завод с высокой технической культурой, на котором работают образованные и квалифицированные специалисты. Мы ориентируемся не только на внутренний рынок, но и на более крупный российский. Мировые корпорации сейчас решают, где размещение производства будет наиболее эффективным для быстрорастущих рынков Восточной Европы. И одной из главных задач правительства и политиков является создание максимально привлекательных условий. Украина должна иметь конкурентные преимущества. И это преимущество, на мой взгляд, – в людях. У нас работают быстрее, лучше, культурнее, профессиональнее, дисциплинированнее.

Мы не купили рынок, если бы это было так, мы бы открыто об этом сказали. «Центральный» купили другие люди, но они нас просят помочь в организации его работы, технологии продаж и т. д.

«АЦ»: Неужели квалификация украинских рабочих может удовлетворить жесткие требования Mercedes?

Т. В.: А в чем украинцы уступают немцам, французам? Желанием работать, профессионализмом? Ничуть! Когда представители мировых компаний приезжают на «ЗАЗ», их отношение к нашим гражданам меняется. Если человек сильный, образованный и хочет трудиться, ему всегда дадут работу, обеспечивающую достойную жизнь. Конечно, не обойтись и без помощи государства в стремлении создавать рабочие места. И именно автомобильное производство способно создавать еще много дополнительных производств – например, по выпуску комплектующих.

«АЦ»: С производством понятно. А для чего корпорации «УкрАвто» понадобились подержанные автомобили? Зачем она выкупила авторынок «Центральный» в Киеве?

Т. В.: Мы не купили рынок, если бы это было так, мы бы открыто об этом сказали. «Центральный» приобрели другие люди, но они нас просят помочь в организации его работы, технологии продаж и т. д. Нас интересуют не подержанные автомобили, а цивилизованные вторичные продажи. Много ли рынков в развитых государствах? Их почти нет. Есть аукционные торги, площадки дилеров, а такой неорганизованной торговли, как в Украине, нет. Любой вид услуг, и рынок в том числе, должен быть выгодным, доступным и удобным для покупателя. Этому рынку не хватает, во-первых, транспорта – покупателю трудно туда добраться. Надо, чтобы клиент смог выбрать машину в комфортной обстановке, и не только в выходные, а в любой день недели. Автодилеры могут организовать на нем вторичные продажи – чтобы человек смог обменять старую машину на новую. Рынок должен стать цивилизованным.

«АЦ»: Новое правительство заявило, что будет лишать налоговых льгот крупные предприятия. Возможно, подразумевался и «ЗАЗ». Прокомментируйте, пожалуйста, возможные последствия этого шага.

Т. В.: Такие попытки мы переживали не раз. Запорожский автомобильный завод сегодня продолжает работать в рамках закона, который был принят в 1997 году. Законом были определены правила: для отечественных и зарубежных инвесторов объемы инвестиций и обязательства, и какие преференции при этом получает инвестор. ЗАО «ЗАЗ» выполняет абсолютно все пункты, которые были определены законом, и уверен, что государство выполнит все обязательства. Три закона защищают любого инвестора в нашей стране: о стимулировании производства автомобилей в Украине, о защите иностранных инвестиций, о защите инвестиций в Украине. В них четко указано, что должен делать инвестор и какие гарантии дает государство. Если правительство будет нарушать эти законы, существующие инвесторы в массовом порядке станут обращаться в суды различных инстанций, а потенциальные попросту отвернутся от нашей страны.

Я знаю, в Украине есть бюджетный дефицит. Чтобы его закрыть, необходимо перекрыть контрабанду, незаконный ввоз автомобилей, запасных частей, товаров вообще, схемы незаконного возмещения НДС, а не уничтожать компании, работающие в рамках закона и создающие сотни тысяч рабочих мест. Эти предприятия и сегодня уже бюджетообразующие, а после завершения инвестиционных программ и технического перевооружения станут главнейшими источниками для наполнения бюджета и обеспечения занятости людей.

Беседовали Сергей Матусяк и Максим Моргунский
Фото Сергея Кузьмича