X

Ник Райлли: Украине надо учиться привлекать инвестиции

Что думает о перспективе украинского автопрома человек, который последние 15 лет занимал руководящие должности в крупнейших мировых автоконцернах? Корреспондент «Автоцентра» в ходе интервью у Ника Райлли, президента GM Европа в Германии, (2009 -2012 гг.) выяснил, зачем и как поднимать автомобильную промышленность.

? Почему для страны важно иметь собственное автопроизводство?
Ник Райлли: Иметь собственный автопром в современном мире очень важно. Во-первых, эта промышленность создает много рабочих мест. Но важны не только рабочие места на заводе. Автомобильная промышленность создает работу научным центрам, университетам, исследовательским институтам. Именно поэтому многие страны пытаются привлечь инвестиции в эту сферу производства. Для Украины – это преимущество, и его нельзя терять.

? Что приводит автомобильную промышленность в те страны, в которых он изначально не был развит?
Н.Р.: Крупным автомобильным компаниям выгодно производить автомобили там, где находятся их потребители. Эти страны, о которых вы говорите, обладают огромным потенциалом в плане количества клиентов. Также, здесь речь идет и о поддержке  автопроизводителей со стороны государства, включая повышение  пошлин на ввоз импортных автомобилей, предоставление дополнительных дотаций на развитие новых экологических технологий и установления преференций, в том числе освобождение от уплаты земельных налогов и налога на прибыль,  

? Можно ли сказать, что на востоке и на западе автомобильная промышленность развивается по-разному? Если да, то какой путь кажется более прогрессивным?
Н.Р.: Самая большая разница в развитии автомобильной индустрии в старых автомобильных странах (на западе) и в новых (на востоке) – это уровень автоматизации и роботизации производства. Это напрямую связано со стоимостью рабочей силы. В Западной Европе и США дорогая рабочая сила, поэтому там выгодно поставить роботов. Существенно производство на западе и на востоке не отличается, да и уровень качества продукции одинаков.

? Почему крупнейшие автомобильные бренды не готовы размещать свое производство в Украине?
Н.Р.: В принципе, они готовы, но власти не создали тех привлекательных условий для бизнеса, которые уже есть в соседних странах. Поэтому Украина проигрывает гонку другим государствам, таким как Россия, Словакия, Чехия. Как по мне, то на сегодняшний день Украина имеет все возможности и хорошую базу для производства автомобилей на своей территории, но она не слишком агрессивна в продвижении себя. Компания, инвестировавшая огромные средства в производство, должна быть уверена в том, что эти вливания окупятся. В Украине такой уверенности пока нет. Если уже производители пришли в государство, нужно их поддерживать, немного увеличивая ввозную пошлину. На сегодняшний день оптимальная пошлина – это 20-25%.

? Как Вы считаете, Украине стоит работать над развитием собственного автомобильного бренда?
Н.Р.: Мне кажется, что Украине нужно развивать и отечественный продукт, но и не забывать о всемирных компаниях. Ярким примером такой успешной двухсторонней политики является Китай. Они пригласили иностранных производителей, но в то же время и отечественные бренды у них развиваются активно. Это хороший путь для Украины.

? Могут ли пустующие отечественные производственные мощности быть загружены выпуском автомобилей новых марок?
Н.Р.: Производственные мощности – это большой плюс, как для страны, так и для инвесторов. Перед строительством новых предприятий сначала нужно максимально загрузить уже существующие. Лидеры мирового автопрома уже не смотрят на страны Западной Европы и США как на место строительства новых заводов. Они всерьез смотрят на развивающиеся страны. Украинские заводы имеют все необходимое: обученный персонал, развитую инфраструктуру, новое оборудование. Это и все, что нужно автопроизводителям.

? В чем заключается выгода для государства, которое пускает на свою территорию иностранные бренды?
Н.Р.: Преимущества для государства, на самом деле, колоссальные. Начнем с того, что производитель принесет с собой новые технологии, соответственно со временем получат работу отечественные НИИ, университеты. Конечно же, появятся новые рабочие места. Автомобильное производство – двигатель всей промышленности, она дает толчок для развития других отраслей экономики. Горьким примером в этом случае является моя родина – Великая Британия, что за последнии десятилетия растеряла всю свою автомобильную промышленность. Он должен научить, как делать с автомобильной промышленностью нельзя.

? Какие преимущества для инвесторов есть у Украины в сравнении с Россией, или Польшей?
Н.Р.: У вашего государства есть как преимущества, так и недостатки. К преимуществам я бы отнес наличие предприятий автомобильной отрасли, обученный персонал, развитую сеть поставщиков комплектующих. Крупнейшим недостатком можно считать пассивность страны в диалоге с производителями.

? Расскажите, почему на польском заводе FSO не удалось развернуть выпуск автомобилей концерна GM?
Н.Р.: Мы действительно хотели наладить выпуск новой модели в Польше, но в итоге посчитали, что выгоднее будет импортировать в европейские страны с низкой ввозной пошлиной из Кореи. К тому же, тогда начал интенсивно падать автомобильный рынок. Решение было сугубо экономическое, и, как показали события позже, решение было верным. В условиях роста рынка автопроизводители всегда ищут новые мощности, а это значит, что время FSO еще придет.

? Насколько качество продукции ЗАЗа отличается от других автозаводов?
Н.Р.: Качество продукции из Запорожья соответствует качеству заводов мира. Я считаю, что цена полностью соответствует качеству продукции. Уровень механизации на ЗАЗе ниже, чем на аналогичных европейским предприятиях. Так, в цехе сварки кузовов в Европе уровень механизации составляет 90-95%, в тоже время в Запорожье эта цифра равняется 40%. Причина чисто экономическая, для нашей страны роботы обходятся дороже, чем персонал. Залог современного качества украинских автомобилей в том, что ЗАЗ много учился у своих партнеров из зарубежья, перенимая драгоценный опыт. Отличительная черта крупнейшего автозавода Украины еще и в том, что он очень интегрирован вертикально, то есть на нем производится большое количество комплектующих для сборки. Для потребителя это огромное преимущество, ведь производитель лучше контролирует качество узлов и агрегатов, произведенных им же.

? В каком состоянии мировой рынок автомобилей сейчас, и какие прогнозы?
Н.Р.: Ситуация в разных странах различается. Так, Китай будет продолжать расти, что будет положительно влиять на экономику всей Азии. В США рынок потихоньку начинает возвращаться на докризисный уровень. Самый медленный, но все же рост прогнозируется в Центральной и Восточной Европе. Проблемнее всего сейчас в Западной Европе, что связано со слабой загруженностью предприятий и большой конкуренцией.

Справка АЦ:
Карьера Ника Райлли:
2009 – Президент Президент GM Европа Германия
2008 –2009 Президент GM International Китай
2006 – 2008 Президент GM Азиатско-Тихоокеанский регион Китай
2001 – 2006 Президент GM Daewoo Южная Корея
2000 – 2001 Вице-президент, продажи/послепродаж. обслу. GM Европа Швейцария
1996 – 2000 Председатель/Главн. исполн. дир. Vauxhall Motors  Великобритания (GM)
1994 – 1996 Vice President Quality, General Motors Europe Switzerland 1991 – 1994 Дир. по производству, Vauxhall Motors, Ellesmere порт, Великобритания (GM)
1988 – 1991 Дир. По производству, Vauxhall Motors, Luton Van Plant Великобритания (GM)
1985 – 1988 Дир. по закупкам/логистике –Vauxhall Motors Великобритания (GM)
1984 – 1985 Дир. по послепродаж. обслуживанию – Vauxhall Motors Великобритания  (GM)
1981 – 1984 Вице-президент Moto Diesel Mexicana (MDМ) Мексика (GM)
1979 – 1981 Менеджер International Finance Detroit США (GM)
1978 – 1979 Менеджер финансы/администрация GM Северная Европа Бельгия
1975 – 1978 Контролер, финансовый аналитик GM, Великобритания
1975 Detroit Diesel Allison (подразделение General Motors) США
1971 – 1974 Инвестиционный аналитик – Stockbroker США (не GM)

За время своей карьеры он занимал различные должности на добровольных началах, консультируя правительства разных стран по различным вопросам и возглавляя отраслевые организации. Он получил несколько личных наград, в том числе звание Руководитель промышленного предприятия года в Корее и Орден Британской Империи за вклад в развитие промышленности Великобритании.